среда, 20 марта 2013 г.

Танковые сражения в Ираке: битва Истинг 73.


Один из подбитых пяти в сражении американских танков М1 «Абрамс».

Командование механизированной дивизии РГ (Республиканской гвардии) Ирака было расположено примерно в 40 километрах к северу от границы с Кувейтом, по центру сектора 7 корпуса армии США. Дивизия Тавалкана по праву считалась одной из лучших дивизий в армии Ирака.  Дивизия доблестно сражалась во время воины Ирака с Ираном и
была лидирующей дивизией во время вторжения Саддама Хусейна в Кувейт. Две ее механизированные и одна танковая бригада были вооружены наиболее современным вооружением, имевшимся в Ираке, включая 220 танков Т-72 и Т72М и 280 БМП и БТР. 25 Февраля дивизия заняла позиции, блокирующие продвижение войск США к западу от иракского-саудовского нефтепровода примерно в 70 километрах от Кувейт-Сити. Не смотря на массированные удары с воздуха дивизия сохранила боеспособность и заняла назначенные позиции. Основная часть дивизии находилась на своих позициях и была готова задержать наступление 7 корпуса США 26 февраля 1991 года.


Главный удар был возложен на 7-й армейский корпус США, действовавший совместно с 1-й танковой дивизией Великобритании. Их совместное действие осуществлялось из района стыка границ Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака с задачей отсечения и окружения иракских войск в Кувейте. 18 ВДК наступал в направлении населенных пунктов Эш-Шуба, Эн-На-сария с задачей разгрома во взаимодействии с 7 АК США, 7 АК Ирака и на пятый-восьмой день выйти на рубеж конечной задачи, к реке Евфрат. Другой удар в направлении населенных пунктов Вафра, Эль-Джаха, Эль-Кувейт наносили экспедиционные силы, с задачей разгромить иракские дивизии первого эшелона 3 АК и во взаимодействии с воздушным десантом 82 ВДД США, а также с египетскими и саудовскими войсками к исходу третьих суток овладеть столицей Кувейта.

Американские войска были сведены в три оперативные группы: основной из них, как уже говорилось, был 7-й корпус , состоявший из 2-го бронекавале-рийского полка, 1-й бронекавалерийской дивизии, 1-й бронетанковой дивизии, 3-й бронетанковой дивизии и 1-й механизированной дивизии. Второй группой был 18-й воздушно-десантный корпус, включавший 3-й бронекавалерийский полк и 24-ю механизированную дивизию. На приморском направлении действовали экспедиционные силы морской пехоты в составе двух танковых батальонов морской пехоты и частей второй танковой дивизии США. Группы действовали на трех разных направлениях: на Центральном – 7-й, на Западном – 18-й и на Приморском направлении –  экспедиционные силы.

БМП М-2 проезжает у обломков другой БМП-М2, уничтоженной огнем своих.

Битва началась в левом фланге дивизии Тавалкана, в секторе 18 механизированной бригады. В 15:30 26 февраля 1991 года. 2 эскадрон 2-го бронекавалерийского полка атаковал фланг позиций дивизии Тавалкана, уничтожив 3 танка Т-72. Минутой позднее американцы наткнулись на укрепленные позиции батальона 18 механизированной бригады Ирака.  Укрепленные позиции состояли из минных заграждений, колючей проволоки. Техника была зарыта в песок по башни. По оценкам американцев иракские позиции были грамотно размещены, но у Иракцев не было времени для их достаточной инженерной подготовки. Битва была не продолжительной, но очень напряженной

В большинстве случаев позиции иракцев были в нужном месте, но времени для достаточного оборудования позиций и укреплений у них не было. В событиях, которые позднее описаны как битва за 73 Истинг  (Battle of 73 Easting). 2 эскадрон атаковал позиции иракцев, это был скоротечный тяжелый бой. Разведывательная рота осуществляла прикрытие танков М1 «Абрамс»  от атак пехоты. Когда 2 эскадрон вышел в тыл к укрепленным позициям батальона иракцы начали контратаку. Не смотря на храбрость иракцев атака была отбита, в результате чего потери иракцев составляли до половины личного состава батальона.

3 эскадрон вышел к Югу от 3-го эскадрона и атаковал южный фланг укрепленных позиций того же иракского батальона в 3.30. В 4.45 иракцы начали контратаку против сил 3-го эскадрона силами танковой роты  Т-72. На дистанции 2.500 метров был открыт огонь по БМП М2 «Бредли», однако в большинстве случаев Т-72 не достигали попаданий по целям. Подошедшие танки М1А1 «Абрамс» открыли огонь по иракским Т-72 с дистанции 2.100 метров и уничтожили несколько из них.

Уничтоженный танк «Абрамс» из состава 1 бронетанковой дивизии. О радиационном загрязнении (а следовательно, и пробитии брони, содержащей обедненный уран) свидетельствует установленный знак с надписью «атом».

В целом атака американцев застала иракцев  врасплох. Экипажи иракских танков и БМП находились в укрытиях под своими танками. Опасаясь постоянных бомбардировок авиацией союзников. Хотя руководство республиканской гвардии было осведомлено о нападении крупных сил американцев, эта информация не смогла дойти да отдельных батальонов. А особенно до отдельных экипажей танков. Этим объясняется неготовность к немедленному началу боя иракцами. Большая часть экипажей даже не успела достигнуть своих танков и БТР. Кроме того, позиции были подготовлены не должным образом: противотанковые заграждения не завершены, минные заграждения установлены лишь частично, проволочные заграждения не установлены. Возможно у иракцев либо не было достаточно мин. Либо постоянные действия авиации помешали их установить.

Приказ генерала Франкса командиру 2-го кавалерийского полка, полковнику Дону Холдеру, состоял в том. Чтобы не допускать столкновений со значительными силами иракцев. Бойцы Холдера успешно уничтожили лишь один батальонный укрепленный пункт, в то время как 6 остальных ждали их подхода. Холдер приказал своим войскам остановится на занятых позициях и ожидать 1 пехотную дивизию, которая шла за ними.

Но тем не менее бой в секторе 2-го бронекавалерийского полка не был завершен. Примерно в 18 часов 26 февраля иракская пехота при поддержке танков т-55 и МТЛБ начала серии атак на позиции 2-го бронекавалерийского полка. Иракская пехота атаковала позиции американцев огнем РПГ-7 и стрелкового оружия. Иракцы полагали, что темнота и плохие условия видимости помогут им. Но тем не имение,  американцам удалось остановить натиск иракцев огнем ракет TOW было уничтожено несколько грузовиков. Огнем танков  М1А1 «Абрамс» было уничтожино несколько танков Т-55 задолго до того, как они достигли дистанции когда могли открыть ответный огонь.


У американских танкистов было преимущество в возможностях по обнаружению противника благодаря использованию на их современных танках тепловизионных приборов. Эти приборы позволяли обнаруживать иракские танки ночью и в условиях плохой видимости (в тумане или при пыльных бурях).

Иракским танкистам было тяжело бороться с новейшими американскими танками, т.к. стреляли они по ним из «семьдесятдвоек» бронебойно-подкалиберными снятыми с вооружения в Советской Армии (с производства еще раньше) в 1973 году.

Чуть позже 10-30 на 30 километровом участке перед Иракской 10 механизированной и 37 бронетанковой бригадами настала тишина. 2 Бронекавалерийский полк прекратил огонь в то время как 1 пехотная дивизия начала наступление по проходам (проход движущегося войскового соединения через позиции стационарного). Проходы были ясно обозначены для избежания неразберихи и путаницы.   Входные и выходные участки проходов контролируются личным составам обоих войсковых соединений, как проходящего, так и того, через позиции которого проходят для избежания путаницы. Из-за приостановления атаки иракцы предположили. Что им удалось остановить атаку американцев на их левом фланге, но это было далеко от правды. В  то время как измотанные иракскими атаками бойцы 2 эскадрона отбивали иракские атаки 1 пехотная дивизия начала выдвижение для решительной атаки до линии 73 истинг. Разведчики на передней линии означили точки прохода для первой пехотной дивизии сигнальными ракетами. 1 пехотная дивизия начала свою атаку проходя через позиции измотанных солдат 2 кавалерийского эскадрона и горящие корпуса уничтоженной техники.

Уничтоженный танк «Абрамс» пораженный в борт.

Сейчас вместо трех кавалерийских эскадронов на Иракцев из 18 и 37 бригад обрушились все 6 тяжелых батальонов танков и БМП и 6 батальонов 155-мм САУ. Тем не менее, иракцы не побежали, они заняли боевые позиции и приготовили технику к бою. В секторе 1-ой бригады все батальоны американцев использовали одну линию прохода. Каждый из батальонов имел свою зону ответственности, но из-за неразберихи подразделения часто попадали на участки ответственности соседних.

Первый батальон (1-34 Armor) вошел в огневой контакт для проведения разведки боем с батальоном 18 механизированной бригады в результате ответного огня иракцам удалось уничтожить 2 танка М1 в результате чего погиб 1 солдат и 5 получили ранения (примечание: Ранее потери М1 от огня противника не признавались как таковые). Командование приказала 1 батальону (1-34 Armor)  отойти и двинуло вперед танковый полк. Второй батальон (Task Force 5-16 Infantry) проходивший по второму проходу сразу же потерял ориентацию, а третий (Task Force 5-16 Infantry) еще не достиг участка прохода.


 Подбитый в борт в ходе боя американский танк «Абрамс».

На южном участке 3 бригада 1 бронетанковой дивизии проходила по трем отдельным проходам, в результате чего каждый из батальонов вошел во взаимодействие с 37 Бронетанковой бригадой, прикрывавшей фланг дивизии «Тавалкана» иракской республиканской гвардии. Наступление 3 бригады застало многие экипажи иракцев в укрытиях, в которых они укрывались от артиллерийских налетов американцев. Танки были с отключенными двигателями и поэтому не были обнаружены тепловизерами американцев, во многих случаях американцы просто проезжали через позиции Иракцев не заметив их, после чего по ним открывали огонь расчеты РПГ и пехота, в последствии, по ним открывали огонь части американцев шедшие сзади, завязалось ожесточенное сражение.

Иракские расчеты РПГ и танки Т-55 умело маневрировали, для того чтобы поразить танки М1 в уязвимые участки и зайти к ним с тыла. Некоторые танки М1 ехали с полностью развернутыми назад башнями, так как противник неожиданно оказывался сзади. В этом сражении только в результате огня свих 1 танковая дивизия потеряла 5 танков М1 «Абрамс» и 4 «Бредли», в которых погибло шесть танкистов и еще 30 получили серьезные ранения.

Ал Козакевич из Буффло, штат Нью-йорк, раненый в бою с Иракскими танками во вторник плачет, узнав о гибели свого сослуживца танкиста из 24 механизированной пехотной дивизии, справа Майкл Сантаракис, 21 год, район Квинс, город Нью-йорк (фото из газеты тех лет).

Комментариев нет:

Отправить комментарий