Т-34 образца 1940 года. |
T-34 («три́дцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, и с 1944 года стал основным средним танком Красной Армии СССР. Разработан в Харькове. Самый массовый средний танк Второй мировой войны. С 1942 по 1945 гг. основное, крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны и оказал громадное влияние на дальнейшее развитие мирового танкостроения. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками.
Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны и оказал громадное влияние на дальнейшее развитие мирового танкостроения. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками.
Колонна Т-34 обр.1940 г. У первого танка башня литая, у второго - сварная. |
Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.
С 1931 года в СССР получила развитие серии лёгких колёсно-гусеничных танков «БТ», прототипом которых послужила машина американского конструктора Уолтера Кристи. В ходе серийного выпуска машины этого типа постоянно модернизировались в направлении увеличения огневой мощи, технологичности, надёжности и других параметров. К 1937 году в СССР был создан и начал серийно выпускаться танк БТ-7М с конической башней; дальнейшее развитие линейки «БТ» предусматривалось в нескольких направлениях:
--Увеличение запаса хода путём использования дизельного двигателя (это направление привело к созданию танка БТ-7М).
-- Улучшение колёсного хода (работы группы Н. Ф. Цыганова над опытными танками БТ-ИС).
-- Усиление защищённости танка путём установки брони под значительными углами наклона при некотором увеличении её толщины. В данном направлении работала группа Н. Ф. Цыганова (экспериментальный танк БТ-СВ) и конструкторское бюро Харьковского завода.
--Увеличение запаса хода путём использования дизельного двигателя (это направление привело к созданию танка БТ-7М).
-- Улучшение колёсного хода (работы группы Н. Ф. Цыганова над опытными танками БТ-ИС).
-- Усиление защищённости танка путём установки брони под значительными углами наклона при некотором увеличении её толщины. В данном направлении работала группа Н. Ф. Цыганова (экспериментальный танк БТ-СВ) и конструкторское бюро Харьковского завода.
Т-34 во время испытаний зажигательными бутылками. |
Конструкторское бюро Танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), единственного предприятия, выпускавшего танки «БТ», с декабря 1936 года возглавлял Михаил Ильич Кошкин. Первый проект, созданный под его руководством, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 тактико-технические требования на новый танк под индексом А-20, выглядевшие следующим образом:
1. Тип — колёсно-гусеничный по типу танка «Кристи», с приводом на 6 колёс.
2. Боевой вес — 13—14 тонн.
3. Вооружение — 1×45-мм пушка, 3 пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты или 1×76-мм, 3 ДТ, огнемёт. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку пулемёта.
4. Боекомплект — 130—150×45-мм или 50×76-мм снарядов, а также 2500—3000 патронов.
5. Бронирование: корпус лоб — 25, коническая башня — 20, борт, корма — 16, крыша и дно — 10 мм. Броня вся наклонная, с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18 градусов.
6. Скорость — на гусеницах и колёсах одинаковая: максимальная 70 км/ч, минимальная 7 км/ч.
7. Экипаж — 3 человека.
8. Запас хода — 300—400 км.
9. Двигатель — БД-2 мощность 400 л. с.
10. Трансмиссия — по типу танка БТ-ИС (отбор мощности колёсного хода после бортфрикционов).
11. Подвеска — индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины.
12. Установить стабилизатор выстрела «Орион» и горизонтальный стабилизатор башни системы Повалова. Установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 м.
2. Боевой вес — 13—14 тонн.
3. Вооружение — 1×45-мм пушка, 3 пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты или 1×76-мм, 3 ДТ, огнемёт. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку пулемёта.
4. Боекомплект — 130—150×45-мм или 50×76-мм снарядов, а также 2500—3000 патронов.
5. Бронирование: корпус лоб — 25, коническая башня — 20, борт, корма — 16, крыша и дно — 10 мм. Броня вся наклонная, с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18 градусов.
6. Скорость — на гусеницах и колёсах одинаковая: максимальная 70 км/ч, минимальная 7 км/ч.
7. Экипаж — 3 человека.
8. Запас хода — 300—400 км.
9. Двигатель — БД-2 мощность 400 л. с.
10. Трансмиссия — по типу танка БТ-ИС (отбор мощности колёсного хода после бортфрикционов).
11. Подвеска — индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины.
12. Установить стабилизатор выстрела «Орион» и горизонтальный стабилизатор башни системы Повалова. Установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 м.
Требования задания совмещали в себе все три направления модернизации танков «БТ».
По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе Александр Александрович Морозов), а также большая группа выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Конструкторским бюро был разработан технический проект танка А-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка, что послужило причиной возникновения предложений о создании двух вариантов танка: колёсно-гусеничного (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничного. 28 апреля 1938 года в Кремле прошло совещание Народного комиссариата обороны, на котором был рассмотрен проект нового танка. Решено было продолжить работы, но решения о типе движителя принято не было. Кроме того, появились предложения об усилении бронирования машины.
По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе Александр Александрович Морозов), а также большая группа выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Конструкторским бюро был разработан технический проект танка А-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка, что послужило причиной возникновения предложений о создании двух вариантов танка: колёсно-гусеничного (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничного. 28 апреля 1938 года в Кремле прошло совещание Народного комиссариата обороны, на котором был рассмотрен проект нового танка. Решено было продолжить работы, но решения о типе движителя принято не было. Кроме того, появились предложения об усилении бронирования машины.
Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 г. с пушкой Л-11, Т-34 обр. 1941 г. с пушкой Ф-34. |
Гражданская война в Испании, в которой приняли активное участие поставленные республиканскому правительству лёгкие танки Т-26 и БТ-5, продемонстрировала все усиливающуюся роль противотанковой артиллерии и насыщение ей армий развитых стран. При этом основным противотанковым оружием стали не противотанковые ружья и крупнокалиберные пулемёты, а скорострельные малокалиберные пушки калибра 25—47 мм, которые, как показала практика, легко поражали танки с противопульным бронированием, и прорыв обороны, насыщенной подобными орудиями, мог стоить больших потерь в бронетехнике.
Основу танкового парка РККА в конце 1930-х годов составляли танки серий БТ и Т-26, броневая защита которых была рассчитана максимум на противодействие винтовочным бронебойным пулям и осколкам снарядов. Поэтому одним из направлений развития отечественного танкостроения стало радикальное повышение бронезащиты танков от огня наиболее массовых противотанковых средств. Практически все перспективные разрабатываемые танки должны были выдерживать огонь 37-мм противотанковой пушки, которая оказалась главным врагом советских танков в Испании. Этого можно было добиться как простым увеличением толщины брони (как минимум до 40—45 мм гомогенной или 30—40 мм цементированной брони), так и расположением бронелистов корпуса под значительными углами наклона. Также опыт Испанской войны показал желательность увеличения калибра танковых орудий как минимум до 76 мм, что позволяло значительно усилить осколочно-фугасное действие снаряда для борьбы с противотанковой артиллерией и полевыми укреплениями противника.
Схема бронирования Т-34 обр. 1940 г. |
Инициатором усиления бронирования и вооружения нового танка вступило руководство АБТУ во главе с участником Испанской войны Д. Г. Павловым. 9 мая 1938 года прошло заседание НКО, по итогам которого было принято следующее решение: "Предложение тов. Павлова о создании заводом 183 гусеничного танка признать целесообразным с усилением бронирования в лобовой части до 30 мм. Башню танка приспособить для установки 76-мм орудия. Экипаж — 4 человека."
В сентябре 1938 года по итогам рассмотрения макета БТ-20 было принято решение об изготовлении трёх танков (одного колёсно-гусеничного и двух гусеничных) и одного бронекорпуса для испытаний обстрелом. К началу 1939 года КБ-24 выполнило рабочие чертежи по А-20 и начало проектирование А-20Г[сн 2]. «Г» — гусеничный, впоследствии получивший обозначение А-32.
В феврале 1939 года, на очередном заседании Комитета Обороны было принято решение о изготовление опытных образцов обоих танков и выделении на это средств. При этом по одной из версий военные, желавшие получить «кавалерийский» танк, настаивали на постройке только колёсно-гусеничного А-20, и лишь настойчивость руководителя КБ-24 М. И. Кошкина убедила комиссию в необходимости и возможности постройки обоих танков. По другой версии, требование о постройке только А-20 основывалось на том, что в жёсткие сроки, конструкторы могут не справиться с постройкой двух машин, а средства и время будут потрачены напрасно.
Тем не менее, в мае 1939 года оба танка были изготовлены и начались их ходовые испытания. По результатам испытаний А-20 показал несколько лучшую подвижность при движении на колёсах, но уступил А-32 в проходимости, кроме того, возможности ходовой части А-20 не позволяли усилить бронезащиту и вооружение, тогда как на А-32 к началу совместных испытаний, установили 76-мм пушку Л-10, а толщина брони была больше на 5—10 мм и было возможно её дальнейшее увеличение.
В конце сентября 1939 года после показа А-20 и А-32 (водитель-испытатель Н. Ф. Носик) на полигоне в Кубинке руководству НКО и членам правительства было принято решение о увеличении толщины брони А-32 до 45 мм, после чего начались ходовые испытания танка А-32, догруженного балластом (при этом на танке была установлена башня от А-20 с 45-мм пушкой). «Броня толста, как шматок украинского сала», — шутили конструкторы на ХПЗ.
В феврале 1939 года, на очередном заседании Комитета Обороны было принято решение о изготовление опытных образцов обоих танков и выделении на это средств. При этом по одной из версий военные, желавшие получить «кавалерийский» танк, настаивали на постройке только колёсно-гусеничного А-20, и лишь настойчивость руководителя КБ-24 М. И. Кошкина убедила комиссию в необходимости и возможности постройки обоих танков. По другой версии, требование о постройке только А-20 основывалось на том, что в жёсткие сроки, конструкторы могут не справиться с постройкой двух машин, а средства и время будут потрачены напрасно.
Тем не менее, в мае 1939 года оба танка были изготовлены и начались их ходовые испытания. По результатам испытаний А-20 показал несколько лучшую подвижность при движении на колёсах, но уступил А-32 в проходимости, кроме того, возможности ходовой части А-20 не позволяли усилить бронезащиту и вооружение, тогда как на А-32 к началу совместных испытаний, установили 76-мм пушку Л-10, а толщина брони была больше на 5—10 мм и было возможно её дальнейшее увеличение.
В конце сентября 1939 года после показа А-20 и А-32 (водитель-испытатель Н. Ф. Носик) на полигоне в Кубинке руководству НКО и членам правительства было принято решение о увеличении толщины брони А-32 до 45 мм, после чего начались ходовые испытания танка А-32, догруженного балластом (при этом на танке была установлена башня от А-20 с 45-мм пушкой). «Броня толста, как шматок украинского сала», — шутили конструкторы на ХПЗ.
В ночь с 5 на 6 марта 1940 года танк № 1 (водитель испытатель Н. Ф. Носик) и танк № 2 (водитель-испытатель И. Г. Битенский или В. Дюканов) без вооружения, закамуфлированные до неузнаваемости, а также два тяжелых гусеничных артиллерийских тягача «Ворошиловец» в обстановке строжайшей секретности направились своим ходом из Харькова в Москву (750 км) вне дорог общего пользования. В связи с поломкой танка № 2 под Белгородом (обрыв главного фрикциона) колонна разделилась. Танк № 1 прибыл 12 марта на подмосковный машиностроительный завод № 37, город Серпухов, где его вместе с позднее прибывшим танком № 2 подремонтировали. В ночь на 17 марта оба танка прибыли на Ивановскую площадь Кремля для демонстрации руководителям партии и правительства.
Испытание на линии Маннергейма. |
31 марта 1940 года был подписан протокол Государственного Комитета Обороны о серийном производстве танка А-34 (Т-34) на заводе № 183. Общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин, с 1942 СТЗ и ХПЗ должны были полностью перейти на выпуск Т-34 с планом 2000 танков в год.
Приказ о постановке Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом Обороны 31 марта 1940 года, в принятом протоколе предписывалось немедленно поставить его на производство на заводах № 183 и СТЗ. Заводу № 183 предписывалось изготовить первую опытную партию из 10 танков к первым числам июля. После окончания испытаний двух прототипов, был принят план производства, предусматривавший производство в 1940 году 150 машин, который к 7 июня был увеличен до 600 машин, 500 из которых должен был поставить завод № 183, тогда как остальные 100 — СТЗ. Из-за задержек с поставками комплектующих, в июне на заводе № 183 были собраны только четыре машины, выпуск танков на СТЗ ещё более задерживался. Хотя к осени темпы производства удалось поднять, они всё ещё значительно отставали от плана и задерживались нехваткой комплектующих, так, в октябре из-за отсутствия пушек Л-11 военной комиссией был принят лишь один танк. Производство Т-34 на СТЗ ещё более задерживалось. В течение всего 1940 года велась работа по приспособлению к серийному производству изначально сложного и нетехнологичного танка, но несмотря на это, в течение 1940 года, были изготовлены, по разным данным, всего лишь от 97 до 117 машин. В течение осени 1940 года в конструкцию Т-34 был внесён и ряд более крупных изменений, таких как установка более мощной пушки Ф-34, также на Мариупольском заводе были разработаны литая и штампованная башни.
T-34 обр. 1941 г. |
Начало серийного производства Т-34 явилось завершающим этапом трёхлетней работы советских танкостроителей по созданию принципиально новой боевой машины. В 1940—1945 годах постоянно наращивался объем выпуска «тридцатьчетвёрок», при этом сокращались трудозатраты и стоимость. Так, за время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза), а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.).
К 22 июня 1941 года в войска было отправлено 1066 танков Т-34. 1 июля 1941 года постановлением № 1 Государственного комитета обороны план выпуска танков Т-34 на заводе № 183 и СТЗ значительно увеличен, дополнительно привлекается горьковский завод № 112 («Красное Сормово»). Принимаются меры по оптимизации производственных цепочек. Так, например, если в июне 1941 года заводом № 183 было сдано представителям военной приёмки 170 танков Т-34, то в июле — 209, а в августе — 266 боевых машин.
Дальнейшее развитие танка Т-34 планировалось по двум направлениям — «малой» и «большой» модернизации. Малая модернизация заключалась в устранении выявленных недостатков и осуществлялась на серийно выпускаемых машинах. Под большей модернизацией подразумевалась научно-исследовательская работа по созданию образца танка Т-34 с расширенной башней, имеющей командирскую башенку, с усиленным бронированием и новой ходовой частью с торсионной подвеской (вместо подвески Кристи). В январе 1941 года согласно постановлению Комитета обороны № 428 было решено: "До перехода на выпуск модернизированного танка разрешить: установить полную боевую массу 27,5 т (вместо 26 т); до танка № 451 по заводам № 183 и СТЗ устанавливать пушку Л-11; размещение увеличенного до 100 снарядов боекомплекта к 76-мм пушке — установить с танка № 751; произвести утолщение днища корпуса в передней части до 20 мм, кормовой части — до 16 мм и крыши башни — до 20 мм, начиная с танка № 1001; новый люк механика-водителя испытать к 15 февраля 1941 года и ввести в серийное производство, начиная с танка № 1001; провести замену люков механика-водителя на всех ранее выпущенных танках до 1 января 1942 года; установку пушки Ф-34 с равнопрочной бронировкой амбразуры производить с танка № 451; двигатель В-2К устанавливать с танка № 751. Заводу № 183 к 1 февраля 1941 года установить в Т-34 двигатель В-2М и испытать пробегом; к 1 июля 1941 года разработать и установить новую конструкцию воздухоочистителя для двигателя; просить КО разработку командирской башенки перенести в вариант с торсионной подвеской и расширенной башней; установку огнемёта в танк осуществлять начиная с 1 апреля 1941 года; установить гарантию по гусеницам в 3000 км, начиная с танка № 1001; просить КО гусеницу с цевочным зацеплением перенести в вариант Т-34 с торсионной подвеской".
"Танк-истребитель" T-34 с 57-мм пушкой ЗИС-4, 21 тбр под Москвой, 1941 г. |
Начало Великой Отечественной войны отодвинуло планы по модернизации танка на несколько лет. Перед танкостроителями были поставлены новые задачи: «прекратить модернизацию Т-34, свернуть выпуск всей гражданской продукции, приступить к выполнению мобилизационного плана и быть готовыми оказать помощь заводам, которые будут переключены на выпуск танков Т-34.» (2-й Народный комиссар среднего машиностроения СССР В. А. Малышев, 22 июня 1941 года) Конструкция танков меняется в сторону упрощения, в производстве используются различные заменители. В частности, с 29 ноября 1941 года СТЗ перешёл на выпуск стальных литых катков с внутренней амортизацией и гусеницей новой конструкции, так как с августа начались перебои с поставкой резиновых бандажей с Ярославского резино-асбестового комбината. Нехватка дизельных двигателей В-2 вплоть до весны 1943 года компенсировалась на СТЗ установкой в танки авиационных карбюраторных двигателей М-17Ф, прошедших по 3—4 капитальных ремонта.
T-34 обр. 1943 г. и T-43. |
На заводе № 112 «Красное Сормово» разработана конструкция упрощённого корпуса: без механической обработки кромок листов после газопламенной резки, с упрощением соединения деталей в «четверть» и введением шипового соединения лобового листа с бортами и подкрылками.
В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм танковых пушек Т-34 стала резко недостаточной. Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в серийное производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой С-53 калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием и более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн (до 32 т), что привело к незначительному снижению динамических характеристик.
Перед атакой. |
Т-34 имеет классическую компоновку. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя и стрелка-радиста, располагающихся в отделении управления и заряжающего с командиром, выполняющим также функции наводчика, которые находились в двухместной башне.
Каких-либо чётко выделенных модификаций линейного Т-34-76 не существовало. Тем не менее, в конструкции серийных машин имелись существенные отличия, вызванные различными условиями производства на каждом из производивших их заводов в определённые периоды времени, а также общим усовершенствованием танка. В исторической литературе эти отличия, как правило, группируются по заводу-производителю и периоду производства, порой с указанием на характерную особенность, если на заводе параллельно производились два или более типа машин. Впрочем, в войсках картина могла ещё более усложняться, поскольку из-за высокой ремонтопригодности Т-34, подбитые танки чаще всего вновь восстанавливались, и узлы повреждённых машин разных версий при этом зачастую собирали в целый танк в самых различных сочетаниях.
Броневой корпус Т-34 — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали марки МЗ-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм, после сборки подвергавшихся поверхностной закалке. Броневая защита танка противоснарядная, равнопрочная, выполненная с рациональными углами наклона. Лобовая часть состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Верхняя часть бортов, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм броневых плит, расположенных под углом в 40°. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-мм броневых плит: верхней, расположенной под углом в 47° и нижней, расположенной под углом в 45°. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Днище танка имело толщину 13 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 16 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-мм бронеплиты.
На Т-34 образца 1943 года, толщина верхней кормовой бронеплиты была увеличена с 40 до 45 мм, а толщина днища в лобовой части — с 16 до 20 мм. Также корпуса танков могли иметь незначительные различия, зависевшие от завода-производителя, так на машинах, выпущенных Сталинградской судоверфью в 1942 году, верхний лобовой лист приваривался к бортовым соединением в шип, вместо обычно использовавшегося соединения встык.
Башня Т-34 — двухместная, близкой к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. В зависимости от завода-производителя и года выпуска, на танк могли устанавливаться башни различной конструкции. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня из катаных плит и листов. Стенки башни выполнялись из 45-мм броневых плит, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Крыша башни состояла из 15-мм броневого листа, изогнутого под углом от 0° до 6° к горизонтали, днище кормовой ниши — горизонтальный 13-мм бронелист. Хотя другие типы башен также собирались при помощи сварки, именно башни первоначального типа известны в литературе под названием «сварных».
Вскоре после начала серийного выпуска Т-34, уже к концу 1940 года, в производство была запущена также литая башня. Стенки такой башни отливались целиком, а состоявшая по-прежнему из катаных броневых листов крыша — приваривалась к ней. Поскольку литая броня при равной толщине с катаной обладает меньшей снарядостойкостью, для сохранения защиты на прежнем уровне толщина стенок была увеличена до 52 мм. В остальном литые башни были по конструкции идентичны сварным. Производство литых башен к Т-34 продолжалось параллельно со сварными вплоть до окончания его выпуска.
Каких-либо чётко выделенных модификаций линейного Т-34-76 не существовало. Тем не менее, в конструкции серийных машин имелись существенные отличия, вызванные различными условиями производства на каждом из производивших их заводов в определённые периоды времени, а также общим усовершенствованием танка. В исторической литературе эти отличия, как правило, группируются по заводу-производителю и периоду производства, порой с указанием на характерную особенность, если на заводе параллельно производились два или более типа машин. Впрочем, в войсках картина могла ещё более усложняться, поскольку из-за высокой ремонтопригодности Т-34, подбитые танки чаще всего вновь восстанавливались, и узлы повреждённых машин разных версий при этом зачастую собирали в целый танк в самых различных сочетаниях.
Броневой корпус Т-34 — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали марки МЗ-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм, после сборки подвергавшихся поверхностной закалке. Броневая защита танка противоснарядная, равнопрочная, выполненная с рациональными углами наклона. Лобовая часть состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Верхняя часть бортов, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм броневых плит, расположенных под углом в 40°. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-мм броневых плит: верхней, расположенной под углом в 47° и нижней, расположенной под углом в 45°. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Днище танка имело толщину 13 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 16 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-мм бронеплиты.
На Т-34 образца 1943 года, толщина верхней кормовой бронеплиты была увеличена с 40 до 45 мм, а толщина днища в лобовой части — с 16 до 20 мм. Также корпуса танков могли иметь незначительные различия, зависевшие от завода-производителя, так на машинах, выпущенных Сталинградской судоверфью в 1942 году, верхний лобовой лист приваривался к бортовым соединением в шип, вместо обычно использовавшегося соединения встык.
Башня Т-34 — двухместная, близкой к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. В зависимости от завода-производителя и года выпуска, на танк могли устанавливаться башни различной конструкции. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня из катаных плит и листов. Стенки башни выполнялись из 45-мм броневых плит, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Крыша башни состояла из 15-мм броневого листа, изогнутого под углом от 0° до 6° к горизонтали, днище кормовой ниши — горизонтальный 13-мм бронелист. Хотя другие типы башен также собирались при помощи сварки, именно башни первоначального типа известны в литературе под названием «сварных».
Вскоре после начала серийного выпуска Т-34, уже к концу 1940 года, в производство была запущена также литая башня. Стенки такой башни отливались целиком, а состоявшая по-прежнему из катаных броневых листов крыша — приваривалась к ней. Поскольку литая броня при равной толщине с катаной обладает меньшей снарядостойкостью, для сохранения защиты на прежнем уровне толщина стенок была увеличена до 52 мм. В остальном литые башни были по конструкции идентичны сварным. Производство литых башен к Т-34 продолжалось параллельно со сварными вплоть до окончания его выпуска.
Т-34 1941 года выпуска в Бронетанковом музее в Кубинке. |
Ещё одним, менее распространённым типом башни стала штампованная, выпускавшаяся УЗТМ с 1942 года. Верхняя часть такой башни изготавливалась целиком, за исключением маски орудия, штамповкой из 45-мм листа. Существенных отличий от сварных или литых башен штампованная не имела, однако внешне башни такого типа легко отличимы по скруглённым верхним граням. Всего на момент прекращения выпуска Т-34 на УЗТМ 1 марта 1944 года было выпущено, по разным данным, 2050 или 2062 башни этого типа.
C 1942—1943 года перешли на производство башен улучшенной формы, отличавшейся большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы и близкой к правильному шестиугольнику формой в плане. Из-за характерной формы, такие башни были известны как «шестигранные» или «башни-гайки». Новая башня отличалась несколько бо́льшим внутренним объёмом, но всё равно оставалась тесной и по-прежнему двухместной. Ещё одним существенным изменением стало введение к 1943 году командирской башенки цилиндрической формы, устанавливавшейся на крыше башни. Однако поскольку командир танка был занят обслуживанием орудия, башенка оказалась для него практически бесполезной и повсеместного распространения не получила.
C 1942—1943 года перешли на производство башен улучшенной формы, отличавшейся большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы и близкой к правильному шестиугольнику формой в плане. Из-за характерной формы, такие башни были известны как «шестигранные» или «башни-гайки». Новая башня отличалась несколько бо́льшим внутренним объёмом, но всё равно оставалась тесной и по-прежнему двухместной. Ещё одним существенным изменением стало введение к 1943 году командирской башенки цилиндрической формы, устанавливавшейся на крыше башни. Однако поскольку командир танка был занят обслуживанием орудия, башенка оказалась для него практически бесполезной и повсеместного распространения не получила.
Основным вооружением Т-34 ранних выпусков (1940 — начала 1941 года) являлась 76-мм пушка образца 1938/39 годов (Л-11). Длина ствола орудия — 30,5 калибров / 2324 мм, начальная скорость бронебойного снаряда — 612 м/с. С февраля — марта 1941 года она была заменена на 76-мм пушку образца 1940 г. (Ф-34). Длина ствола этого орудия равнялась 41,5 калибрам / 3162 мм, а начальная скорость бронебойного снаряда — 662 м/с. Практическая скорострельность орудий в боевых условиях составляла порядка 1—2 выстрелов в минуту.
76/41,5 Ф-34. |
Орудие устанавливалось на цапфах в лобовой части башни, в спаренной с пулемётом установке. Вертикальная наводка, для Л-11 в пределах −5…+25°, для Ф-34 в пределах −5°30′…+26°48′, осуществлялась при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка — исключительно поворотом башни. Для наведения на цель на танках с пушкой Л-11 использовались телескопический прицел ТОД-6 и перископический панорамный прицел ПТ-6. На танках с пушкой Ф-34 ранних выпусков использовались телескопический ТОД-7 прицел и перископический панорамный ПТ-7, впоследствии заменённые на телескопический ТМФД-7, имевший поле зрения 15° и увеличение в 2,5× и перископический панорамный ПТ-4-7, обеспечивавший поле зрения в 26° при том же увеличении, но отличавшийся меньшей точностью из-за погрешностей, вносимых механизмом связи между прицелом и орудием. С 1943 года на Ф-34 устанавливался также боковой уровень для ведения огня с закрытых позиций.
Оба орудия использовали один ассортимент боеприпасов: унитарные выстрелы к 76-мм дивизионной пушке образца 1902/30 годов и 76-мм полковой пушке образца 1927 года. Боекомплект орудия на Т-34 выпуска 1940—1942 годов состоял из 77 выстрелов, размещавшихся в чемоданах на полу боевого отделения и в укладках на его стенках. На Т-34 выпуска 1942—1944 года с «улучшенной башней», боекомплект был увеличен до 100 выстрелов. В боекомплект могли входить выстрелы с калиберными, подкалиберными бронебойными, осколочно-фугасными, шрапнельными и картечными снарядами. Подкалиберные снаряды из-за наличия в них карбида вольфрама были на протяжении всей войны в дефиците и в боекомплект линейных танков включались лишь при наличии вероятности отражения танковых атак.
Бронебойные 76-мм снаряды в разрезе: 1. БР-350А. 2. БР-350БСП. 3. БР-350П. |
Вспомогательное вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ. Один из них («спаренный») размещался в спаренной с пушкой установке и имел общие с ней углы наведения. Другой («курсовой») находился в шаровой установке в верхней лобовой плите корпуса, его углы наводки составляли ±12° в горизонтальной плоскости и −6…+16° в вертикальной. Боекомплект пулемётов составлял на танках ранних выпусков, по разным данным, 46 или 49 дисков по 63 патрона (в сумме 2898 или 3087 патронов), на самых ранних машинах, не имевших радиостанции, он увеличивался до 75 дисков (4725 патронов). На Т-34 с «улучшенной» башней, боекомплект состоял из 50 дисков (3150 патронов).
7,62-мм пулемёт ДТ в лобовой плите корпуса. |
Механик-водитель в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью через открытый люк. Для обзора в бою он располагал неподвижным призменным перископическим смотровым прибором в крышке люка и двумя вспомогательными перископическими приборами, расположенными по бокам от люка и направленными под углом 60° к продольной оси танка. С 1942 года, с введением упрощённой крышки люка, центральный перископ был заменён двумя, могущими закрываться броневой заслонкой для защиты от пуль и осколков. Стрелок-радист своих приборов наблюдения не имел, единственным средством обзора местности для него мог служить диоптрический прицел курсового пулемёта, имевший поле обзора всего в 2—3°.
Место механика-водителя. |
В обоих бортах башни на танках ранних выпусков устанавливались перископические смотровые приборы, которыми могли пользоваться как командир, так и заряжающий, для которого этот прибор на танках ранних выпусков являлся единственным средством наблюдения. На значительной части танков, выпускавшихся с 1942 года, бортовые перископические приборы были заменены простыми смотровыми щелями, закрывавшимися с внутренней стороны защитным триплексным стеклоблоком. На танках ранних выпусков командир имел для наблюдения за местностью поворотный перископический смотровой прибор, размещавшийся в крышке люка башни и дававший круговой обзор, а также поворотную командирскую панораму ПТ-К, устанавливавшуюся слева в лобовой части крыши башни. На танках, выпускавшихся с осени 1941 года, смотровой прибор в крышке люка был ликвидирован, а командирская панорама на значительной части танков поздних выпусков заменялась перископическим прицелом ПТ-4-7, могущим также использоваться в поворотном режиме для наблюдения за местностью и обеспечивавшим поле зрения в 26° при увеличении 2,5×. На значительной части танков выпуска военного времени перископический смотровой прибор, ПТ-К или другой модели, получал и заряжающий. На части танков выпуска 1943 года на люке командира устанавливалась командирская башенка, снабжённая пятью смотровыми щелями с защитным стеклоблоком, обеспечивавшими круговой обзор. Кроме этого, в поворотной крыше башенки устанавливался дополнительный перископический смотровой прибор. Из-за загруженности командира функциями наводчика, эффективность командирской башенки для него оказалась меньше ожидавшейся, и широкого распространения её установка не получила.
На Т-34 первых серий устанавливалась коротковолновая телефонная радиостанция 71-ТК-3, вскоре заменённая на более новую 9-Р. Радиостанция 9-Р обеспечивала дальность связи в 15—25 км с места и 9—18 км в движении в телефонном режиме. С 1943 года Т-34 оснащались симплексной радиостанцией 9-РМ, работавшей на расширенном диапазоне частот. На танках ранних выпусков, из-за дефицита радиостанций, ими оснащались только машины командиров подразделений и лишь небольшая часть линейных танков. В дальнейшем, ситуация с выпуском радиостанций постепенно улучшилась, но окончательно к полной радиофикации танков смогли перейти только во время выпуска Т-34-85. Для внутренней связи между членами экипажа служило телефонное танковое переговорное устройство, на танках ранних выпусков — ТПУ-2 или ТПУ-3, позднее заменённое на ТПУ-3-бисФ.
На Т-34 первых серий устанавливалась коротковолновая телефонная радиостанция 71-ТК-3, вскоре заменённая на более новую 9-Р. Радиостанция 9-Р обеспечивала дальность связи в 15—25 км с места и 9—18 км в движении в телефонном режиме. С 1943 года Т-34 оснащались симплексной радиостанцией 9-РМ, работавшей на расширенном диапазоне частот. На танках ранних выпусков, из-за дефицита радиостанций, ими оснащались только машины командиров подразделений и лишь небольшая часть линейных танков. В дальнейшем, ситуация с выпуском радиостанций постепенно улучшилась, но окончательно к полной радиофикации танков смогли перейти только во время выпуска Т-34-85. Для внутренней связи между членами экипажа служило телефонное танковое переговорное устройство, на танках ранних выпусков — ТПУ-2 или ТПУ-3, позднее заменённое на ТПУ-3-бисФ.
Трансмиссия Т-34 без некоторых частей в финском музее. |
На всех модификациях Т-34 устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-2-34. Максимальная мощность двигателя — 500 л. с. при 1800 об/мин, номинальная — 450 л. с. при 1750 об/мин, эксплуатационная — 400 л. с. при 1700 об/мин. Однако из-за нехватки двигателей В-2, 1201 из выпущенных в 1941—1942 годах Т-34 были оснащены карбюраторными авиационными моторами М-17Т или М-17Ф той же мощности.
Для очистки поступающего в двигатель воздуха на Т-34 выпуска 1940—1941 годов применялся воздухоочиститель типа «Помон», отличавшийся чрезвычайно ненадёжной работой. С 1942 года он был сменён двумя воздухоочистителями типа «Циклон», значительно повысившими надёжность работы двигательной установки. Два трубчатых радиатора системы охлаждения двигателя устанавливались по обе стороны от него. Внутренние топливные баки на Т-34 располагались по бортам корпуса, в промежутках между кожухами пружин подвески. Танки ранних выпусков имели шесть внутренних баков общей ёмкостью 460 л, на машинах поздних выпусков число внутренних баков было доведено до восьми, а их общая ёмкость — до 540 л. Общая ёмкость четырёх наружных бортовых топливных баков на ранних машинах составляла 134 л, на Т-34 выпуска 1942 года они были заменены двумя кормовыми аналогичной ёмкости, а на танках поздних выпусков — двумя, а затем тремя цилиндрическими бортовыми баками ёмкостью 90 л каждый.
Для очистки поступающего в двигатель воздуха на Т-34 выпуска 1940—1941 годов применялся воздухоочиститель типа «Помон», отличавшийся чрезвычайно ненадёжной работой. С 1942 года он был сменён двумя воздухоочистителями типа «Циклон», значительно повысившими надёжность работы двигательной установки. Два трубчатых радиатора системы охлаждения двигателя устанавливались по обе стороны от него. Внутренние топливные баки на Т-34 располагались по бортам корпуса, в промежутках между кожухами пружин подвески. Танки ранних выпусков имели шесть внутренних баков общей ёмкостью 460 л, на машинах поздних выпусков число внутренних баков было доведено до восьми, а их общая ёмкость — до 540 л. Общая ёмкость четырёх наружных бортовых топливных баков на ранних машинах составляла 134 л, на Т-34 выпуска 1942 года они были заменены двумя кормовыми аналогичной ёмкости, а на танках поздних выпусков — двумя, а затем тремя цилиндрическими бортовыми баками ёмкостью 90 л каждый.
4-скоростная КПП танка Т-34. |
В состав трансмиссии Т-34 образца 1940 года входили:
-- многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали);
-- механическая трёхходовая четырёхступенчатая (4+1) коробка передач;
-- механизм поворота, состоявший из бортовых многодисковых фрикционов сухого трения (сталь по стали) и бортовых ленточных тормозов с обшивкой феродо;
-- одноступенчатые бортовые передачи.
С конца 1942 года на Т-34 устанавливалась новая пятиступенчатая коробка передач с постоянным зацеплением шестерён, была также усовершенствована конструкция главного фрикциона.
-- многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали);
-- механическая трёхходовая четырёхступенчатая (4+1) коробка передач;
-- механизм поворота, состоявший из бортовых многодисковых фрикционов сухого трения (сталь по стали) и бортовых ленточных тормозов с обшивкой феродо;
-- одноступенчатые бортовые передачи.
С конца 1942 года на Т-34 устанавливалась новая пятиступенчатая коробка передач с постоянным зацеплением шестерён, была также усовершенствована конструкция главного фрикциона.
Двигатель В-2-34. |
В ходовой части Т-34 использовалась подвеска Кристи, унаследованная им от серии танков БТ. С каждого борта ходовая часть состояла из пяти больших сдвоенных опорных катков диаметром 830 мм, ленивца и расположенного сзади ведущего колеса. Конструкция опорных катков могла существенно отличаться в зависимости от завода-производителя и года выпуска: использовались штампованные или литые катки, обрезиненные или с внутренней амортизацией, а выпущенные СТЗ летом 1942 года — и вовсе без амортизации. Опорные катки крепились на балансирах, соединённых с пружинами подвески, находившимися внутри корпуса танка, в прикреплённых к бортам коробах.
Гусеницы Т-34 — стальные, гребневого зацепления, состоявшие из чередовавшихся гребневых и «плоских» траков. На машинах ранних выпусков гусеница имела ширину в 550 мм и состояла из 74 траков, на машинах более поздних выпусков гусеница имела ширину 500 мм, а число траков в ней сократилось до 72. Для улучшения проходимости, на траки могли устанавливаться грунтозацепы различной конструкции, крепившиеся болтами к каждому четвёртому или шестому траку.
Чертёж и фотография трака Т-34. |
В зависимости от завода-производителя и года выпуска, на Т-34 устанавливались различные виды траков. На машинах ранних выпусков производства ХПЗ применялись траки шириной 550 мм, с низким профилем, состоящие из штампованного трака и прикреплявшегося к нему гребня. Каждая гусеница танка состояла из 74 траков, 37 гребневых и 37 «плоских». Траки соединялись между собой двумя пальцами, фиксировавшимися вначале винтами, на машинах более поздних выпусков — шплинтами или клиньями. К осени 1940 года началось производство цельноштампованных или литых траков. В ходе войны, с осени 1941 года началось производство цельноштампованных траков шириной 500 мм, отличавшейся усиленной конструкцией, более развитым профилем внешней стороны, улучшавшим сцепление с грунтом, и сглаженной внутренней стороной, обусловленной применением необрезиненных катков. Число траков в гусенице такого типа сократилось до 72. Параллельно шло производство литых траков той же ширины и с сокращённым их числом в гусенице. С 1943 года перешли на траки так называемого «вафельного» типа, собиравшиеся из двух штампованных половинок каждый. Среди перечисленных типов траков могли также иметься незначительные различия, в основном в профиле опорной поверхности.
Модификации танка Т-34:
Т-34-57 — танк-истребитель, вооружённый 57-мм пушкой ЗИС-4. Работы над ним начались летом 1940 года. К декабрю того же года был создан опытный экземпляр орудия, а в апреле 1941 года орудие было установлено на танк и отстреляно на полигоне. Испытания прошли неудачно, пушка требовала серьёзной доработки, которая была проведена в сжатые сроки. Уже в июле новое орудие было вновь установлено в танк, удачно прошло испытания и было принято на вооружение; серийное производство орудий велось с августа по ноябрь 1941 года. Точное количество принятых войсками в 1941 году этих танков-истребителей неизвестно, во всяком случае, их было не более 100 шт. Некоторое количество таких танков успешно показало себя в битве под Москвой. В декабре 1941 года производство ЗИС-4, как и ЗИС-2, было прекращено.
ОТ-34 (ТО-34) — огнемётный танк на базе Т-34. В отличие от линейного танка, был вооружён автоматическим пороховым поршневым огнемётом АТО-41 на месте курсового пулемёта, а его экипаж был сокращён до трёх человек, за счёт стрелка-радиста. ОТ-34 был разработан в 1941 году, а его серийное производство началось в 1942 году и продолжалось до 1944 года, когда он был сменён на сборочных линиях танком ОТ-34-85, созданным на базе Т-34-85. Всего было выпущено 1170 ОТ-34, не считая ОТ-34-85, или около 3,3 % от общего числа выпущенных Т-34-76.
Самоходные артиллерийские установки (САУ):
СУ-122 — штурмовое орудие / самоходная гаубица, созданная на шасси Т-34 в 1942 году. Была вооружена 122-мм гаубицей М-30 в неподвижной рубке. Бронирование САУ при этом оставалось на уровне базового танка. Первый прототип СУ-122 был закончен 30 ноября 1942 года, а серийное производство было начато в декабре того же года. Всего к окончанию выпуска СУ-122 в августе 1943 года было произведено 637 САУ этого типа в нескольких, незначительно различавшихся между собой вариантах[36]. С начала их поступления в войска в декабре 1942 года, СУ-122 активно использовались советскими войсками вплоть до 1944 года, когда они были в основном заменены более мощными САУ СУ-152, а также отчасти СУ-100.
СУ-122. |
СУ-85 — истребитель танков на шасси Т-34, созданный в 1943 году для борьбы с новыми германскими тяжёлыми танками. Проектирование СУ-85 началось в апреле 1943 года, и после сравнительных испытаний нескольких вариантов САУ, она была принята на вооружение 7 августа того же года. СУ-85 была вооружена 85-мм пушкой Д-5С-85 с длиной ствола 48,8 калибров, размещённой в аналогичной СУ-122 рубке. Всего за время серийного производства, с августа 1943 по октябрь 1944 года, было выпущено 2644 САУ СУ-85. Предпринимались также попытки повысить огневую мощь СУ-85 за счёт перевооружения более мощным орудием, однако результата они не принесли[39]. СУ-85 начали поступать в войска к осени 1943 года, и активно использовались советскими войсками вплоть до окончания Великой Отечественной войны. В послевоенный период они также состояли на вооружении Польши до конца 1950-х годов.
СУ-85. |
СУ-85М — промежуточный вариант между СУ-85 и СУ-100. Представляла собой СУ-100, вооружённую 85-мм орудием Д-5С, аналогичным установленному на СУ-85. СУ-85М производилась серийно с августа по октябрь 1944 года. Появление подобного «гибрида» было вызвано тем, что несмотря на запуск СУ-100 в производство, её 100-мм пушка Д-10С всё ещё не годилась для боевого применения, поскольку производство бронебойных снарядов к ней началось лишь в ноябре 1944 года.
СУ-100 — истребитель танков, дальнейшее развитие СУ-85. Отличался от своей предшественницы значительно более мощным 100-мм орудием Д-10С, а также улучшенным броневым корпусом с увеличенной толщиной лобовой брони и командирской башенкой. Разрабатывалась с декабря 1943 года и была принята на вооружение 3 июля 1944 года. Серийное производство СУ-100 началось в сентябре 1944 и продолжалось до марта 1946 года, всего за этот период было изготовлено 3037 САУ этого типа. По некоторым сведениям, дополнительная партия в 198 СУ-100 была также выпущена в 1947 году. В 1951—1956 годах СУ-100 выпускалась также в Чехословакии, где было выпущено ещё 1420 этих САУ. СУ-100 активно использовалась советскими войсками на заключительном этапе Великой Отечественной войны, а после её окончания длительное время оставались на вооружении Советской армии и ряда других стран. СУ-100 также использовались и в ряде послевоенных конфликтов. По состоянию на 1996 год, СУ-100 всё ещё оставались на вооружении ряда стран, а также на хранении в ВС РФ.
СУ-100. |
СУ-101 и СУ-102 — два варианта опытного истребителя танков на шасси Т-34. В отличие от предыдущих образцов, эта САУ имела компоновку с расположением боевого отделения в кормовой части машины, моторного — посередине, а отделения управления — в лобовой. Её разработка началась летом 1944 года, и в марте — мае 1945 года были изготовлены прототипы двух её вариантов — СУ-101, вооружённой 100-мм пушкой Д-10С и СУ-102, чьё вооружение составляла 122-мм пушка Д-25. Оба образца прошли заводские испытания летом—осенью того же года и показали высокий уровень защищённости. На вооружение ни одна из этих машин принята не была, однако они оказали существенное влияние на разработку самоходной артиллерии в послевоенные годы.
Египетский истребитель танков T-100 (шасси T-34). |
Китайская "модель 65" с 37-мм зенитками на базе Т-34 |
Инженерные и специализированные машины.
Уже в 1940 году была начата разработка тяжёлого транспортного трактора на шасси Т-34. Два опытных образца этой машины, получившей название «Объект 42», были построены в сентябре — ноябре 1942 года, но в серийное производство он не пошёл. Уже после войны были разработаны и приняты на вооружение три вида тягачей, а также самоходный кран СПК-5 на базе Т-34.
Гусеничный тягач Т-34Т в Новосибирском железнодорожном музее. |
Кроме этого, в годы войны в роли танковых тягачей использовались линейные Т-34 с вышедшим из строя вооружением, с которых снимались башни, а башенный погон заваривался броневым листом, в котором оборудовался входной люк.
Мостоукладчики.
В ноябре 1942 года на шасси Т-34 была изготовлена небольшая партия мостоукладчиков («танков-мостов») ТМ-34. На них устанавливался ферменный металлический мост, закреплённый над машиной, башня танка при этом, в зависимости от варианта, могла сниматься или оставляться, но иметь ограниченные углы наведения. Такие танки предназначались для преодоления линейными танками рвов, оврагов и тому подобных препятствий; ТМ-34 при этом заезжал в ров, а по его мосту проезжали остальные танки. Такая конструкция имела ряд недостатков, вследствие чего в массовое производство не поступила. Выпущенные ТМ-34, тем не менее, использовались на Ленинградском фронте в 1942—1943 годах.
В 1943 году также была предпринята попытка создания на базе Т-34 мостоукладчика традиционной конструкции, подобного ИТ-28, с мостом, раскладывавшимся по схеме «ножницы», однако в годы войны этот проект так и не был реализован.
В ноябре 1942 года на шасси Т-34 была изготовлена небольшая партия мостоукладчиков («танков-мостов») ТМ-34. На них устанавливался ферменный металлический мост, закреплённый над машиной, башня танка при этом, в зависимости от варианта, могла сниматься или оставляться, но иметь ограниченные углы наведения. Такие танки предназначались для преодоления линейными танками рвов, оврагов и тому подобных препятствий; ТМ-34 при этом заезжал в ров, а по его мосту проезжали остальные танки. Такая конструкция имела ряд недостатков, вследствие чего в массовое производство не поступила. Выпущенные ТМ-34, тем не менее, использовались на Ленинградском фронте в 1942—1943 годах.
В 1943 году также была предпринята попытка создания на базе Т-34 мостоукладчика традиционной конструкции, подобного ИТ-28, с мостом, раскладывавшимся по схеме «ножницы», однако в годы войны этот проект так и не был реализован.
Немецкий военнослужащий осматривает подбитый под Покровкой T-34 обр. 1941 г. Курская битва, июнь-июль 1943 г. (нем: Pokrowka, не путать с Прохоровкой). |
Первые Т-34 стали поступать в войска в конце осени 1940 года. К 22 июня 1941 было выпущено 1066 танков Т-34, в приграничных военных округах в составе механизированных корпусов (мк) насчитывалось 967 Т-34 (в том числе в Прибалтийском военном округе — 50 шт., в Западном Особом военном округе — 266 шт. и в Киевском Особом военном округе — 494 шт.). Удельный вес танков новых типов (Т-34, КВ и Т-40 (танк)) в войсках был невелик, основу танкового парка РККА перед войной составляли легкобронированные Т-26 и БТ. С первых же дней войны Т-34 приняли самое активное участие в боевых действиях. В ряде случаев Т-34 добивались успеха, но в целом их использование, как и танков других типов, в ходе приграничного сражения оказалось малоудачным — большинство танков было быстро потеряно, при этом наступление немецких войск остановить не удалось. Достаточно характерна судьба машин 15мк, имевшего на 22 июня 1941 года 72 Т-34 и 64 КВ. За месяц боёв почти все танки мехкорпуса были потеряны. В качестве причин малой эффективности и высоких потерь Т-34 в этот период называется слабая освоенность новых танков личным составом, тактически неграмотное использование танков, дефицит бронебойных снарядов, конструктивные недостатки слабо отработанных в серийном производстве машин, недостаток ремонтно-эвакуационных средств и быстрое перемещение линии фронта, что заставляло бросать вышедшие из строя, но ремонтопригодные танки.
Т-34-76 производства СТЗ, брошенные, вероятно, при неудачной разгрузке. |
В боях лета 1941 года быстро выяснилась недостаточная эффективность против Т-34 наиболее массовых в то время в немецкой армии 37-мм противотанковых пушек Pak 35/36, а также немецких танковых пушек всех калибров. Однако вермахт обладал средствами, позволявшими успешно бороться с Т-34. В частности, для борьбы с ними в этот период привлекались 50-мм противотанковые пушки Pak 38, 47-мм противотанковые пушки Pak 181(f) и Pak 36(t), 88-мм зенитные пушки, 100-мм корпусные орудия и 105-мм гаубицы.После упразднения разгромленных мехкорпусов, к концу лета 1941 года самой крупной танковой организационной единицей стала бригада. До осени 1941 года отправляемые на фронт с заводов Т-34 составляли относительно небольшой процент среди советских танков и не доставляли немцам особенно серьёзных проблем. Однако поскольку количество танков старых типов быстро сокращалось, доля Т-34 в составе советских танковых сил постепенно росла — так, к 16 октября 1941 года на Московском направлении из имевшихся 582 танков почти 42 % (244 танка) составляли Т-34. Внезапное появление новых машин на фронте произвело большой эффект на немецких танкистов,ведь немецкие танки были почти бессильны против Т-34 и КВ. Из воспоминаний немецких танкистов: " ... пока в начале октября 1941 года восточное Орла перед немецкой 4-й танковой дивизией не появились русские танки Т-34 и не показали нашим привыкшим к победам танкистам свое превосходство в вооружении, броне и маневренности. Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76,2-мм пушкой (калибр 41.5), снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5 — 2 тыс. м, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 м, да и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую и кормовую части танка Т-34. …"
С осени 1941 года Т-34 начали составлять для немецких войск серьёзную проблему, особенно показательны в этом отношении действия 4-й танковой бригады М. Е. Катукова против частей 4-й танковой дивизии вермахта под Мценском в октябре 1941 года. Если ещё в начале октября 1941 года Г. Гудериан в письме руководству танковых войск утверждал: "…советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказывавшими своё преимущество…", то к концу того же месяца под впечатлением действий бригады Катукова его мнение о возможностях Т-34 существенно изменилось: "Я составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашим Pz.IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение…"
С осени 1941 года Т-34 начали составлять для немецких войск серьёзную проблему, особенно показательны в этом отношении действия 4-й танковой бригады М. Е. Катукова против частей 4-й танковой дивизии вермахта под Мценском в октябре 1941 года. Если ещё в начале октября 1941 года Г. Гудериан в письме руководству танковых войск утверждал: "…советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказывавшими своё преимущество…", то к концу того же месяца под впечатлением действий бригады Катукова его мнение о возможностях Т-34 существенно изменилось: "Я составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашим Pz.IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение…"
Танки Т-34 на марше 1943-44 г. |
После битвы за Москву, Т-34 становится основным танком РККА, с 1942 года их выпускается больше, чем всех остальных танков, вместе взятых. В 1942 году Т-34 принимают самое активное участие в боях по всей линии фронта, за исключением Ленинградского фронта и Кольского полуострова. Особенно значительной была роль этих танков в Сталинградской битве, что связано с близостью к району боевых действий Сталинградского тракторного завода, из цехов которого танки выходили прямо на фронт. Необходимо отметить, что с конца 1941 года немецкие войска начали получать новые, более эффективные средства противотанковой борьбы, в связи с чем в течение 1942 года Т-34 постепенно утрачивал положение относительной неуязвимости от штатных противотанковых средств вермахта. С конца 1941 года немецкие войска стали получать в значительных количествах подкалиберные и кумулятивные снаряды; с начала 1942 года производство 37-мм пушки Pak 35/36 было прекращено, а 50-мм пушки Pak 38 — существенно активизировано. С весны 1942 года немецкие войска начали получать мощные 75-мм противотанковые пушки Pak 40; впрочем, их производство разворачивалось довольно медленно. В войска стали поступать противотанковые пушки, созданные путём переделки трофейных орудий — Pak 36(r) и Pak 97/38, а также, в относительно небольшом количестве, мощные противотанковые пушки с коническим каналом ствола — 28/20-мм sPzB 41, 42-мм Pak 41 и 75-мм Pak 41. Усиливалось вооружение немецких танков и самоходных орудий — они получили длинноствольные 50-мм и 75-мм пушки с высокой бронепробиваемостью. Одновременно происходило постепенное усиление лобовой брони немецких танков и штурмовых орудий.
1943 год стал годом наиболее массового производства и использования танков Т-34 с 76-мм пушкой. Крупнейшим сражением этого периода стала Курская битва, в ходе которой советским танковым частям, основу которых составляли Т-34, совместно с другими родами войск удалось остановить немецкое наступление, понеся при этом крупные потери. Модернизированные немецкие танки и штурмовые орудия, имевшие усиленную до 70—80 мм лобовую броню, стали малоуязвимы для пушки Т-34, при этом их артиллерийское вооружение позволяло уверенно поражать советские танки. Появление мощно вооружённых и хорошо бронированных тяжёлых танков «Тигр» и «Пантера» дополняло эту довольно безрадостную картину. Настоятельно встал вопрос об усилении вооружения и бронирования танка, что привело к созданию модификации Т-34-85.
Ночная атака советских танков Т-34-85 у станции Раздельная. |
В 1944 году Т-34 с 76-мм пушкой продолжал оставаться основным советским танком, но с середины года танк стал постепенно вытесняться Т-34-85. В составе советских танковых частей Т-34 приняли участие в крупных наступательных операциях, закончившихся разгромом большого количества немецких частей и освобождением значительных территорий. Несмотря на отставание перед немецкими танками в вооружении и бронировании, Т-34 действовали вполне успешно — советское военное руководство, создав значительный численный перевес и захватив стратегическую инициативу, могло выбирать направления ударов и, взломав оборону противника, вводить танковые части в прорыв, проводя масштабные операции на окружение. Немецкие танковые части в лучшем случае успевали парировать намечавшийся кризис, в худшем — были вынуждены быстро отступать из намечавшихся «котлов», бросая неисправную либо просто оставшуюся без горючего технику. Советское военное руководство стремилось по возможности избегать танковых сражений, предоставляя борьбу с немецкими танками противотанковой артиллерии и авиации.
Значительно выросшая к началу 1945 года техническая надёжность Т-34 позволяла командованию проводить серии быстрых и глубоких операций с их участием. В начале 1945 года штаб 1-й гвардейской танковой армии отметил, что Т-34 перекрывали гарантийные сроки эксплуатации в 1,5—2 раза и имели практический ресурс до 350—400 моточасов.
Значительно выросшая к началу 1945 года техническая надёжность Т-34 позволяла командованию проводить серии быстрых и глубоких операций с их участием. В начале 1945 года штаб 1-й гвардейской танковой армии отметил, что Т-34 перекрывали гарантийные сроки эксплуатации в 1,5—2 раза и имели практический ресурс до 350—400 моточасов.
Опытный танк T-43 - переработка танка Т-34. |
К началу 1945 года Т-34 с 76-мм пушкой было в войсках уже относительно немного, нишу основного советского танка прочно заняли Т-34-85. Тем не менее, оставшиеся машины, в частности, в виде сапёрных танков-тральщиков, приняли активное участие в сражениях завершающего года войны, в том числе и в Берлинской операции. Некоторое количество этих танков приняло участие в разгроме японской Квантунской армии.
Танкисты — Герои Советского Союза, кавалеры орденов, воевавшие на Т-34:
Асланов, Ази Ахад оглы (1924—1945)
Андреев, Николай Родионович (1921—2000)
Бармин, Илья Елизарович
Брюхов, Василий Павлович (род. 1924)
Бурда, Александр Фёдорович (1911—1944)
Деген, Ион Лазаревич (род. 1925)
Горобец, Степан Христофорович (1913—1942)
Гинтовт, Витольд Михайлович (1922—1984)
Замула, Михаил Кузьмич (1914—1984)
Зорин, Сергей Иванович (1911—1954)
Кашников, Пётр Михайлович (1912—1945)
Лавриненко, Дмитрий Фёдорович (1914—1941)
Лазейкин, Н. С.
Лебедев, Николай Александрович (1914—1942)
Левченко Ирина Николаевна (1924—1973)
Любушкин, Иван Тимофеевич (1918—1942)
Октябрьская, Мария Васильевна (1902—1944)
Максаков, Владимир Николаевич (1923—1993)
Рафтопулло, Анатолий Анатольевич (1907—1985)
Самохин, Константин Михайлович (1915—1942)
Стороженко, Василий Яковлевич
Фадин, Александр Михайлович (род. 1924)
Хазов, Владимир Петрович (1918—1942)
Чугунов, Иван Яковлевич (1921—1978)
Асланов, Ази Ахад оглы (1924—1945)
Андреев, Николай Родионович (1921—2000)
Бармин, Илья Елизарович
Брюхов, Василий Павлович (род. 1924)
Бурда, Александр Фёдорович (1911—1944)
Деген, Ион Лазаревич (род. 1925)
Горобец, Степан Христофорович (1913—1942)
Гинтовт, Витольд Михайлович (1922—1984)
Замула, Михаил Кузьмич (1914—1984)
Зорин, Сергей Иванович (1911—1954)
Кашников, Пётр Михайлович (1912—1945)
Лавриненко, Дмитрий Фёдорович (1914—1941)
Лазейкин, Н. С.
Лебедев, Николай Александрович (1914—1942)
Левченко Ирина Николаевна (1924—1973)
Любушкин, Иван Тимофеевич (1918—1942)
Октябрьская, Мария Васильевна (1902—1944)
Максаков, Владимир Николаевич (1923—1993)
Рафтопулло, Анатолий Анатольевич (1907—1985)
Самохин, Константин Михайлович (1915—1942)
Стороженко, Василий Яковлевич
Фадин, Александр Михайлович (род. 1924)
Хазов, Владимир Петрович (1918—1942)
Чугунов, Иван Яковлевич (1921—1978)
Лавриненко, Дмитрий Фёдорович (1914—1941). |
В вермахте трофейные Т-34 получили обозначение Pz.Kpfw.747 T-34(r)Трофейными Т-34 были вооружены:
- 1-я танковая дивизия.
- 8-я танковая дивизия.
- 11-я танковая дивизия.
- 3-й батальон дивизии СС «Дас Рейх» (8 танков участвовали в битве под Прохоровкой).
Также некоторое количество танков Т-34 было на вооружении дивизий СС «Мёртвая голова» и «Великая Германия». Отто Кариус в своих мемуарах упоминает о 2-х танках Т-34 в составе 502-го тяжёлого танкового батальона, которые в сумерках были уничтожены по ошибке своими же.
- 1-я танковая дивизия.
- 8-я танковая дивизия.
- 11-я танковая дивизия.
- 3-й батальон дивизии СС «Дас Рейх» (8 танков участвовали в битве под Прохоровкой).
Также некоторое количество танков Т-34 было на вооружении дивизий СС «Мёртвая голова» и «Великая Германия». Отто Кариус в своих мемуарах упоминает о 2-х танках Т-34 в составе 502-го тяжёлого танкового батальона, которые в сумерках были уничтожены по ошибке своими же.
На шасси трофейных Т-34 монтировалась зенитная самоходная установка Flakpanzer t-34(r), представлявшую собой башню с 4-мя 20 мм автоматическими пушками. Трофейные Т-34 были на вооружении армий Финляндии, Румынии и Венгрии
До сих пор находясь на вооружении вооружённых сил ряда государств третьего мира, в XXI веке «тридцатьчетвёрка» выполняет прежде всего роль памятника истории. Одни из сохранившихся машин являются мемориалами героям войны, другие — экспонатами исторических выставок. Так как это не модели, а вполне реальные боевые машины, то, теоретически, некоторые из них после ремонта могут вступить в бой.
Например, последний Т-34, выпущенный Уралвагонзаводом, по просьбе рабочих в 1945 г. был установлен перед проходной завода. Через 36 лет в 1981 г. он своим ходом переехал на новый постамент и с тех пор ежегодно участвует в парадах в День Победы.
Также, демонстранты во время антиправительственных выступлений в Будапеште (2006) угнали танк с размещённой в центре города экспозиции и попытались прорвать полицейское оцепление, однако были остановлены полицией, применившей слезоточивый газ.
До сих пор находясь на вооружении вооружённых сил ряда государств третьего мира, в XXI веке «тридцатьчетвёрка» выполняет прежде всего роль памятника истории. Одни из сохранившихся машин являются мемориалами героям войны, другие — экспонатами исторических выставок. Так как это не модели, а вполне реальные боевые машины, то, теоретически, некоторые из них после ремонта могут вступить в бой.
Например, последний Т-34, выпущенный Уралвагонзаводом, по просьбе рабочих в 1945 г. был установлен перед проходной завода. Через 36 лет в 1981 г. он своим ходом переехал на новый постамент и с тех пор ежегодно участвует в парадах в День Победы.
Также, демонстранты во время антиправительственных выступлений в Будапеште (2006) угнали танк с размещённой в центре города экспозиции и попытались прорвать полицейское оцепление, однако были остановлены полицией, применившей слезоточивый газ.
Т-34 образца 1942 года с шестигранной башней в Донецке. |
Довольно оригинальный памятник из Т-34 был придуман в Волгограде: вдоль условной линии фронта, до которой дошли войска вермахта, на постаментах расставлены башни «тридцатьчетвёрок».
Часто памятниками становятся машины, подбитые во время боёв в труднодоступной местности, или потерянные на переправах через реки или болота, и забытые, а в новое время найденные и вытащенные силами энтузиастов-поисковиков, восстановленные и отреставрированные. В башкирском городе Салават у мемориала Вечного огня стоит редкий экземпляр танка Т-34 образца 1941 г. с пушкой Ф-34. Этот танк был разрушен в жестоком бою в болотах Калужской области в 1942 году, но был восстановлен из отдельных частей.
Часто памятниками становятся машины, подбитые во время боёв в труднодоступной местности, или потерянные на переправах через реки или болота, и забытые, а в новое время найденные и вытащенные силами энтузиастов-поисковиков, восстановленные и отреставрированные. В башкирском городе Салават у мемориала Вечного огня стоит редкий экземпляр танка Т-34 образца 1941 г. с пушкой Ф-34. Этот танк был разрушен в жестоком бою в болотах Калужской области в 1942 году, но был восстановлен из отдельных частей.
Монумент в Курске. |
Т-34 образца 1940 года
Классификация
средний танк
Боевая масса, т 25,6
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Боевая масса, т 25,6
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Производитель завод № 183, завод № 174, Уралмашзавод, СТЗ, ХТЗ
Годы производства 1940—1958
Годы эксплуатации с 1940
Количество выпущенных, шт. 84 070[1]
Основные операторы СССР
Производитель завод № 183, завод № 174, Уралмашзавод, СТЗ, ХТЗ
Годы производства 1940—1958
Годы эксплуатации с 1940
Количество выпущенных, шт. 84 070[1]
Основные операторы СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 5920
Длина с пушкой вперёд, мм 5964
Ширина корпуса, мм 3000
Высота, мм 2405
Клиренс, мм 400
Длина корпуса, мм 5920
Длина с пушкой вперёд, мм 5964
Ширина корпуса, мм 3000
Высота, мм 2405
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная катанная с неглубокой поверхностной закалкой
Лоб корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 53°
Борт корпуса (верх), мм/град. 40 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 40 / 47°
Корма корпуса (низ), мм/град. 40 / 45°
Днище, мм 13—16
Крыша корпуса, мм 16—20
Лоб башни, мм/град. 45
Маска орудия, мм/град. 40
Борт башни, мм/град. 45 / 30°
Корма башни, мм/град. 45 / 30°
Крыша башни, мм 15 / 84°
Вооружение
Калибр и марка пушки 76-мм Л-11
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 30,5
Боекомплект пушки 77
Углы ВН, град. −5…+25°
Прицелы телескопический ТОД-6 обр. 1940 года,
перископический ПТ-6 обр. 1940 года
Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТ
Калибр и марка пушки 76-мм Л-11
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 30,5
Боекомплект пушки 77
Углы ВН, град. −5…+25°
Прицелы телескопический ТОД-6 обр. 1940 года,
перископический ПТ-6 обр. 1940 года
Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском
Мощность двигателя, л. с. 500
Скорость по шоссе, км/ч 54
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25
Запас хода по шоссе, км 300
Запас хода по пересечённой местности, км 230
Удельная мощность, л. с./т 19,5
Тип подвески подвеска Кристи
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,62
Преодолеваемый подъём, град. 36°
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 3,4
Преодолеваемый брод, м 1,3
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском
Мощность двигателя, л. с. 500
Скорость по шоссе, км/ч 54
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25
Запас хода по шоссе, км 300
Запас хода по пересечённой местности, км 230
Удельная мощность, л. с./т 19,5
Тип подвески подвеска Кристи
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,62
Преодолеваемый подъём, град. 36°
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 3,4
Преодолеваемый брод, м 1,3
Монумент в Луганске. |