M4 "Sherman"

M4 Sherman. Военный музей.
В США в 20-е и 30-е годы, несмотря на интенсивные работы в области опытного танкостроения и создание нескольких очень удачных образцов (танки Кристи, например), значение танковых войск явно недооценивалось. К началу второй мировой войны танковый парк армии США насчитывал около 400 танков, среди которых было всего 18 средних. Результаты германского «блицкрига» в Польше и Франции вызвали переполох в военных кругах США и способствовали резкому повороту в сторону механизации армии.

В 1941 году началось производство среднего танка М3. Вооружение его составляла 75-мм пушка, установленная в спонсоне. Общая огневая мощь танка была достаточно велика. Но 75-мм пушка имела ограниченный угол горизонтального обстрела (32°), что снижало ее эффективность. Корпус танка по габаритам и конфигурации был также неудачен. Чрезмерно большая высота (3130 мм) делала его хорошей целью; невысокими были и ходовые качества.
M4A1 с пушкой M3
Американцы отлично сознавали недостатки этого танка, поэтому сразу после начала его серийного выпуска начались работы по созданию нового, более совершенного среднего танка с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. В сентябре 1941 года прототип его, получивший индекс Т6, был передан на Абердинский полигон.

Изготовление опытной партии началось в ноябре. В американской армии танк, стандартизированный под индексом М4, назывался «Генерал Шерман», в честь генерала, командовавшего войсками северян во время гражданской войны в США; в английской — просто «Шерман».

Принципиально все модели танка «Генерал Шерман» (М4, М4А1, М4А2, М4А3, М4А4, М4А6) ничем не отличались друг от друга. По внешнему виду резко выделялся лишь М4А1 со своим литым корпусом. Пушки, башни, размещение узлов и агрегатов, ходовая часть — все было одинаковым. Все модели получили единую литую лобовую деталь — крышку трансмиссионного отсека (вместо сборной из трех частей, применявшейся ранее), овальный люк заряжающего, фальшборта, накладную бортовую броню и многое другое. Первоначально танки имели смотровые щели в лобовом листе корпуса; затем их закрыли броневыми кожухами и ввели перископы, и, наконец, в конце 1943-го — начале 1944 года появилась цельная лобовая плита, а люки были перенесены на крышу корпуса. Правда, пришлось изменить угол наклона лобовой брони с 47е до 56°. 
M1A1 с литым корпусом.
Главным же отличием «шерманов» друг от друга был тип силовой установки. Так, на М4 и М4А1 применялся 9-цилиндровый радиальный карбюраторный двигатель «Континенталь» R-975; на М4А2 — спарка дизелей GMC; для М4А3 был сконструирован карбюраторный 8-цилиндровый двигатель «Форд» GAA-8 (кстати, самый мощный из всех применявшихся на «шерманах» — 500 л. с. при 2600 об/мин) и, наконец, на М4А4 в едином блоке устанавливалось пять бензиновых двигателей «Крайслер Мультибенк» А-57. Для установки такого агрегата пришлось немного удлинить корпус. У М4А6 корпус был такой же длины, но в качестве силовой установки использовался дизель «Катерпиллер» RD1820. На всех модификациях трансмиссия располагалась в передней части корпуса, что и обусловило сравнительно большую высоту танка.

Первое боевое крещение «шерманы» получили в Северной Африке, где в составе англо-американских войск приняли участие в разгроме африканского корпуса Роммеля, оказавшись сильнейшими танками союзников на этом театре. В конце 1942-го — начале 1943 года они появились и на советско-германском фронте.
Шерман после взрыва боекомплекта.
К этому времени командование бронетанковых сил армии США пришло к выводу, что война не может быть закончена с танками выпускавшихся модификаций. Эта точка зрения привела к первой крупной модернизации, связанной с установкой новых литых башен с 76-мм длинноствольными пушками и со 105-мм гаубицами. Модернизация не затронула лишь танки М4А4 и М4А6.

К февралю 1944 года фирма «Крайслер» разработала проектную документацию и изготовила прототипы всех новых моделей. В этих танках боеукладка была перенесена из надгусеничных ниш корпуса на пол боевого отделения и размещена по обеим сторонам от карданного вала. Интересной особенностью этой, так называемой «мокрой» боеукладки было размещение пушечных выстрелов в ящиках-кассетах, двойные стенки которых были заполнены водой. Предполагалось, что в случае попадания снаряда в боеукладку вода разольется и предотвратит пожар. На танках со 105-мм гаубицами боеукладка была «сухая», в бронированных ящиках.

Появление командирской башенки с перископическим прибором и шестью скошенными блоками триплекс позволило резко улучшить обзор с командирского места. Несколько позже овальный люк заряжающего был заменен на круглый двустворчатый.
Шерман и морская пехота на Сайпане.
Установка мощной 76-мм пушки М1А1 (с дульным тормозом — М1А2) с начальной скоростью бронебойного снаряда 810 м/с позволила «шерманам» бороться с тяжелыми немецкими танками.

Второй крупной модернизацией танков «Генерал Шерман» стало внедрение на них так называемой горизонтальной подвески и новой 24-дюймовой гусеницы. Опытные образцы были обозначены как М4Е8, М4А1Е8, М4А2Е8 и М4А3Е8. Масса танка несколько возросла, но за счет применения более широких гусениц снизилось удельное давление на грунт, и проходимость не только не уменьшилась, но даже увеличилась. В конце марта 1945 года новая подвеска начала внедряться на всех танках «Генерал Шерман».

В нашей печати традиционно писалось, что новую ходовую часть получили только танки М4А3Е8 (армейское обозначение М4А3 (76)W HVSS), которые были как бы «венцом» развития «шерманов». Это неверно. Новую ходовую часть получили все модификации. выпускавшиеся на тот момент. Выделить какую-либо из них как лучшую довольно трудно, так как принципиальных различий в тактико-технических данных между ними не было. Об этом уже говорилось выше. Танки М4AЗ разных вариантов никому не поставлялись по ленд-лизу и вследствие этого составляли более половины «шерманов», имевшихся в армии США. Остальные модификации интенсивно экспортировались. Достаточно сказать, что только в Англию было поставлено по ленд-лизу 17 174 танка М4 («Шерман I»), M4A1 («Шерман II»), М4А2 («Шерман III») и М4А4 («Шерман V»). Название «Шерман IV» получил М4А3, их было поставлено в Англию 7 машин — единственные экспортированные танки этой модификации.
Танки ранних серий унаследовали от своего предшественника M3 нижнюю лобовую деталь, состоявшую из трёх секций, скреплённых болтами.
На части танков M4A1 и М4А4 англичане, установив свою 17-фунтовую (ок. 76 мм) пушку MkIV с начальной скоростью бронебойного снаряда 908 м/с, получили сильнейшие модификации «Шерман IIС» и «Шерман VC», более известные под названием «Шерман Файерфлай».

По американским данным, в Советский Союз было поставлено 4063 танка М4А2 разных вариантов и два танка М4А4. Танки М4А2 составляли более трети всех танков, полученных нашей страной от союзников по ленд-лизу во время войны.

Танки союзников было принято чаще критиковать, чем хвалить. Не избежал этой участи и «Генерал Шерман». В традиционный перечень недостатков включались плохая проходимость и маневренность, слабое вооружение и бронирование. Все это более чем спорно.

Действительно, проходимость танков первых выпусков с обрезиненной гусеницей шириной 16 дюймов была ограниченной, хотя в условиях западноевропейского театра военных действий этот фактор не имел решающего значения. Однако очень скоро «шерманы» получили новую гусеницу — необрезиненную, но с резинометаллическим шарниром, повышавшим ее живучесть (такой шарнир советские танки получили только после войны). К гусеницам стали прилагаться шлоры-грунтозацепы. Показатели удельного давления на грунт (как, впрочем, и удельная мощность) у танка «Генерал Шерман» аналогичны показателям танка Т-34. Что же касается максимальной скорости (48 км/ч у «Шермана» и 55 у Т-34), то следует помнить, что она имеет лишь чисто теоретическое значение и достигается во время испытаний танка. Скорость же на местности, в бою, у всех танков примерно одинакова — 20—30 км/ч. Правда, ощутимым недостатком, особенно у танков с бензиновыми двигателями, является ограниченный запас хода. 
M4A3E8 ведёт огонь из 76-мм орудия по вражеским бункерам на «напалмовом хребте» 11 мая 1952 года.
Что же касается бронирования, то первые «шерманы» защищались 50—75-мм вязкой броней, которую хвалили советские танкисты (у Т-34-76: 45—52 мм); танки выпуска 1944—1945 годов имели броню 75—100 мм (у Т-34-85: 45—90 мм). Показатели, как видим, вполне сопоставимые и у американского танка даже более высокие.

И пушки «шерманов» вовсе не были слабыми, как это принято считать. 75-мм пушка М3 имела начальную скорость бронебойного снаряда 620 м/с и до появления на поле боя «тигров» и «пантер» была способна поражать все типы немецких танков. С последними пушка М3 бороться уже не могла (как, впрочем, и советская Ф-34). Новая 76-мм пушка с длиной ствола 52,8 калибра на дистанции до 500 м была способна пробивать 100-мм броню. Особо стоит подчеркнуть, что на всех «шерманах» без исключения устанавливался гироскопический стабилизатор наведения пушки в вертикальной плоскости, что существенно повышало эффективность стрельбы на ходу. Подобный прибор на советских танках появился в начале 50-х годов (Т-54А).

Важным достоинством «Шермана» была и установка на башне зенитного пулемета. Вспомним, аналогичный ДШК, хотя и более мощный, чем американский «Браунинг» М2НВ, появился на наших боевых машинах только в 1944 году и исключительно на тяжелых ИС-2.

Конечно, американский танк, безусловно, не лишен недостатков, к которым можно отнести упоминавшуюся уже его большую высоту. В целом же это была надежная машина, простая в изготовлении и обслуживании. В ней максимально использовались автомобильные узлы и агрегаты (а высокий уровень автомобилестроения в США общеизвестен). Учитывая отсутствие в США на начало войны соответствующей промышленности и школы танкостроения как таковой, создание танка «Генерал Шерман» можно считать крупным успехом американских конструкторов. Да и число произведенных машин—49234 штуки с февраля 1942-го по июль 1945 года тоже говорит о многом. После Т-34 это был самый массовый танк второй мировой войны. 
M4A4(105) HVSS
Корпус танка М4А2 сваривался из катаных броневых плит. Верхняя лобовая плита толщиной 50 мм располагалась под углом 47°. Борта корпуса — вертикальные. Угол наклона кормовых плит 10—12°. Броня бортов и кормы имела толщину 38 мм, крыши корпуса—18 мм. Литая носовая часть крепилась болтами к верхней лобовой плите, к бортам и днищу. Верхняя лобовая плита сваривалась из семи частей; понятно, насколько было необходимо обеспечить высокое качество сварных швов. И это вполне удалось, о чем можно судить хотя бы по находящимся в поселке Снигири Московской области двум танкам М4А2 — рыжим от ржавчины, но с ослепительными сварными швами без единой трещинки.

На танках выпуска 1943—1944 годов к верхнему правому бортовому листу приваривались (до переноса боеукладки на пол боевого отделения) две броневые накладки и одна — к верхнему левому бортовому листу.

Башня литая, цилиндрическая, установлена на шариковой опоре. Лоб и борта защищались соответственно 75-мм и 50-мм броней, корма — 50-мм, крыша башни — 25-мм. В передней части башни крепилась маска спаренной установки вооружения (толщина брони — 90 мм). В задней части имелась ниша для установки радиостанции. На крыше башни размещался входной люк, закрывавшийся двустворчатой крышкой, закрепленной на петлях во вращающемся погоне турели зенитного пулемета. С декабря 1943 года на крыше башни появился маленький овальный люк заряжающего.
Sherman VC (Sherman Firefly) с английским 17-фунтовым орудием.
На танках М4А2 (76)W с 76-мм пушкой устанавливалась башня измененной формы, с командирской башенкой. Башенный вентилятор был перенесен с крыши на заднюю стенку. Толщина лобовой брони была доведена до 100 мм. С августа 1944 года для заряжающего был введен круглый двустворчатый люк.

75-мм пушка М3 или 76-мм пушка М1А1 (М1 А2) была спарена с 7,62-мм пулеметом «Браунинг» М1919А4. Углы возвышения и снижения у пушек были одинаковыми, +25° и -10°. Боекомплект танка М4А2 составляли 97 выстрелов калибра 75-мм, 300 12,7-мм и 4750 7,62-мм патронов; у танка M4A2(76)W—71 выстрел 76-мм, 600 12,7-мм и 6250 7,62-мм патронов.

На танке имелась силовая установка из двух 6-цилиндровых дизелей GMC6046, расположенных параллельно и соединенных а один агрегат: крутящий момент с обоих передавался на один карданный вал. Силовая установка имела мощность 375 л. с. при 2100 об/мин. Запас хода по топливу достигал 190 км Коробка передач — механическая 5-скоростная (5 — вперед, 1 — назад). В качестве механизма поворота использовался двойной дифференциал.

Подвеска танка состояла из шести балансирных тележек, по три на сторону. Каждая имела два одинарных обрезиненных опорных катка, один поддерживающий и две вертикальные буферные пружины. Гусеница — мелкозвенчатая, состояла из 79 металлических или резино-металлических траков.
Шерман М4А2 в Северной Африке.
С конца марта 1945 года в конструкцию подвески танков М4А2 (76) W были внесены значительные изменения: вместо двух катков в тележке было поставлено четыре (два сдвоенных), буферные пружины перемещены из вертикального положения в горизонтальное, и соответственно изменена конструкция балансиров. В каждой тележке установлен гидравлический амортизатор.

Танков М4А2 всех вариантов было произведено 10968 штук, из них 8053—с 75-мм пушкой. Поскольку американская армия получала только танки с бензиновыми двигателями, то М4А2 использовались в США как учебные и поставлялись по ленд-лизу в другие страны, преимущественно в Англию (7418 штук). Некоторое количество М4А2 использовались американцами в Тунисе и, несколько позже, корпусом морской пехоты на Окинаве. Главными производителями были компании «Фишер тэнк арсенал» и «Пульман-Стандард»; в конце 1942 года к ним присоединились «Америкен локомоутив», «Федерал Мэшин энд велдер» и «Болдвин». Выпуск М4А2 с 75-мм пушками был завершен в мае 1944 года. Затем компания «Фишер тэнк арсенал» — главный производитель дизельных «шерманов», перешла на производство М4А2 (76)W и до мая 1945 года выпустила 2894 танка, 21 машину произвела компания «Прессед стил кар». Общее производство М4А2 с 76-мм пушкой составило 2915 штук.
М4А2 "Шерман" с десантом на борту.
В Советский Союз, по американским данным, по ленд-лизу было поставлено 1990 танков с 75-мм пушкой и 2073 с 76-мм. В мае 1945 года Красная Армия получила и некоторое количество танков с горизонтальной подвеской, которые приняли участие в разгроме Квантунской армии.

<Шерманы> принимали участие в освобождении Украины и Белоруссии, Польши, Чехословакии и Австрии; участвовали в штурме Берлина.

Основные серийные варианты

Особенностью производства M4 стало то, что практически все его варианты не являлись следствием модернизаций, а имели чисто технологические отличия и производились практически одновременно. То есть отличие M4A1 от M4A2 не значит, что M4A2 обозначает более поздний и более совершенный вариант, это лишь значит, что данные модели производились на разных заводах и имеют разные двигатели (а также другие незначительные отличия). Модернизациям, таким как изменение боеукладки, оснащение новой башней и пушкой, изменение типа подвески, все типы подвергались в целом в одно и то же время, получая армейские обозначения W, (76) и HVSS. Заводские обозначения отличаются, и включают букву E и числовой индекс. Например, M4A3(76)W HVSS имел заводское обозначение M4A3E8.

Серийные варианты «Шермана» были таковы:
M4 — танк со сварным корпусом и карбюраторным звездообразным двигателем Continental R-975. Выпускался серийно с июля 1942 года по январь 1944 года фирмами Pressed Steel Car Co, Baldwin Locomotive Works, American Locomotive Co, Pullman Standard Car Co, Detroit Tank Arsenal. Всего выпущено 8389 машин, 6748 из них были вооружены пушкой M3, 1641 M4(105) получили 105-мм гаубицу. M4 производства Detroit Tank Arsenal отличались литой лобовой частью и получили наименование M4 Composite Hull.

 
M4A1 — самая первая пошедшая в производство модель, танк с литым корпусом и двигателем Continental R-975, практически полностью соответствующий первоначальному прототипу T6. Выпускался с февраля 1942 года по декабрь 1943 года фирмами Lima Locomotive Works, Pressed Steel Car Co, Pacific Car and Foundry Co. Всего выпущено 9677 машин, 6281 из них были вооружены пушкой M3, 3396 M4A1(76)W получили новое орудие M1. Танки самых первых серий имели 75-мм пушку M2 и два фиксированных курсовых пулемёта.
M4A2 — танк со сварным корпусом и силовой установкой из двух дизелей General Motors 6046. Выпускался с апреля 1942 года по май 1945 года фирмами Pullman Standard Car Co, Fisher Tank Arsenal, American Locomotive Co, Baldwin Locomotive Works, Federal Machine & Welder Co. Всего выпущено 11 283 танка, 8053 из них были вооружены пушкой M3, 3230 M4A2(76)W получили новое орудие M1.
M4A3 — имел сварной корпус и карбюраторный двигатель Ford GAA. Выпускался предприятиями Fisher Tank Arsenal, Detroit Tank Arsenal с июня 1942 года по март 1945 года в количестве 11 424 штуки. 5015 имели орудие M3, 3039 M4A3(105) 105-мм гаубицу, 3370 M4A3(76)W новое орудие M1. В июне—июле 1944 года 254 штуки M4A3 с пушкой M3 были переделаны в M4A3E2.
M4A4 — машина со сварным удлинённым корпусом и силовым агрегатом Chrysler A57 Multibank из пяти автомобильных двигателей. Выпущена в количестве 7499 штук предприятием Detroit Tank Arsenal. Все вооружались орудием M3, и имели несколько видоизменённую форму башни, с радиостанцией в кормовой нише и портом для стрельбы из пистолета с левой стороны башни.
M4A5 — обозначение, зарезервированное для канадского Ram Tank, но так ему и не присвоенное. Танк интересен тем, что по сути, являлся не версией M4, а очень сильно модернизированной версией M3. Ram Tank имел английскую 6-фунтовую пушку, литой корпус с боковой дверью как у прототипа T6, литую башню оригинальной формы, ходовая часть соответствовала M3, за исключением гусеничных траков. Montreal Locomotive Works произвёл 1948 машин. В боях Ram не участвовал из-за слишком слабого орудия, зато послужил основой для многочисленных бронированных машин, например ТБТР Kangaroo.
M4A6 — корпус сварной, подобный M4A4, с литой лобовой частью. Двигатель — многотопливный дизель Caterpillar D200A. Выпущено 75 танков заводом Detroit Tank Arsenal. Башня была такой же, как у M4A4.
Grizzly Bear — танк M4A1, серийно выпускавшийся в Канаде. В основном подобен американскому танку, отличался от него конструкцией ведущего колеса и гусеницы. Всего произведено 188 штук компанией Montreal Locomotive Works.
Огнеметный "Шерман" на Иводзиме.
Опытные образцы:
Tank AA, 20mm Quad, Skink — английский прототип зенитного танка на шасси M4A1 канадского производства. Танк оснащался четырьмя 20-мм зенитными пушками Polsten, представляющими собой упрощённый вариант 20-мм зенитного орудия Эрликон. несмотря на то, что Skink был доведён до серийного производства в январе 1944 года, было сделано всего несколько штук, поскольку тотальное превосходство союзников в воздухе исключало необходимость в средствах ПВО.
M4A2E4 — опытный вариант M4A2 с независимой торсионной подвеской, аналогичной танку T20E3. Построено два танка летом 1943 года.
Centipede — опытный вариант M4A1 с рессорной подвеской от полугусеничного транспортёра T16.
T52 — американский прототип зенитного танка на шасси M4A3 с одним 40-мм орудием M1 и двумя .50 пулемётами M2B.
 
Специальные танки на базе «Шермана»:Условия войны, а особенно желание союзников обеспечить тяжёлой бронетехникой свои масштабные десантные операции, привели к созданию большого количества специализированных танков «Шерман». Но даже обычные строевые машины часто несли на себе дополнительные приспособления, например, лезвия для прохода через «живые изгороди» Нормандии. Специализированные версии танков создавали как американцы, так и англичане, последние были особенно активны.

Наиболее известные специализированные варианты:
M4A3E2 Sherman Jumbo c 75-мм орудием M3
Sherman Firefly — танки M4A1 и M4A4 британской армии, перевооружённые «17-фунтовой» (76,2 мм) противотанковой пушкой. Переделка состояла в смене орудия и маск-установки, выносу радиостанции во внешний ящик, установленный на задней части башни, отказу от ассистента водителя (на его месте размещалась часть боезапаса) и курсового пулемёта. Кроме того, из-за большой длины относительно тонкого ствола менялась система походной фиксации пушки, башня Sherman Firefly в походном положении разворачивалась на 180 градусов, и ствол пушки закреплялся на кронштейне, установленном на крыше моторного отделения. Всего подверглось переделке 699 танков, которые поступали в английские, польские, канадские, австралийские и новозеландские части.
M4A3E2 Sherman Jumbo — штурмовой тяжелобронированный вариант M4A3(75)W. От обычного M4A3 Jumbo отличался наваренными на ВЛД и спонсоны дополнительными броневыми плитами толщиной 38 мм, усиленной крышкой трансмиссионного отсека, новой башней с усиленным бронированием, разработанной на основе башни T23. Маск-установка M62 усиливалась навариванием дополнительной брони, и получала наименование T110. Несмотря на то, что обычно в M62 ставилась пушка M1, Jumbo получил 75-мм M3, поскольку она обладала бо́льшим могуществом фугасного снаряда, а для танкового боя Jumbo не предназначался. Впоследствии несколько M4A3E2 были перевооружены в полевых условиях, получили пушку M1A1, и использовались в качестве истребителя танков. Бронирование Sherman Jumbo было следующим: ВЛД — 100 мм, крышка трансмиссионного отделения — 114—140 мм, спонсоны — 76 мм, маска пушки — 178 мм, лоб, борта и задняя часть башни — 150 мм. Из-за усиленного бронирования вес возрос до 38 тонн, вследствие чего было изменено передаточное число высшей передачи.
Sherman DD с опущенным экраном.
Sherman DD — специализированная версия танка, оборудованная системой Duplex Drive (DD) для преодоления вплавь водных преград. Танк оснащался надувным прорезиненным брезентовым кожухом и гребными винтами с приводом от основного двигателя. Sherman DD был разработан в Англии в начале 1944 года для осуществления многочисленных морских десантных операций, которые предстояло вести армиям союзников, в первую очередь для высадки в Нормандии.
Sherman Crab — наиболее распространённый английский специализированный танк-тральщик, оборудованный бойковым тралом для прокладывания проходов в минных полях. Другие варианты противоминных «Шерманов» — AMRCR, CIRD, и прочие, в основном каткового типа.
M4A3 T34 Sherman Calliope ведёт огонь во Франции.
Sherman Calliope — танк M4A1 или M4A3, оборудованный смонтированной на башне реактивной системой залпового огня T34 Calliope, с 60 трубчатыми направляющими для 114-мм ракет M8. Горизонтальное наведение пусковой установки осуществлялось поворотом башни, а вертикальное — подъёмом и опусканием танкового орудия, ствол которого был соединён с направляющими пусковой установки специальной тягой. Несмотря на наличие ракетного вооружения, танк полностью сохранял вооружение и бронирование обычного «Шермана», что делало его единственной РСЗО, способной действовать непосредственно на поле боя. Экипаж Sherman Calliope мог вести огонь ракетами, находясь внутри танка, отвод в тыл требовался только для перезарядки. Минусом являлось то, что тяга была присоединена непосредственно к стволу орудия, что не давало вести огонь из него до тех пор, пока пусковая установка не сбрасывалась. В пусковых установках T43E1 и T34E2 этот недостаток был устранён.
T40 Whizbang — вариант ракетного танка с пусковой установкой для 182-мм ракет M17. В целом пусковая установка была конструктивно аналогична T34, но имела 20 направляющих, броневую защиту. Такие танки использовались в основном в штурмовых операциях, в том числе и в Италии и на Тихоокеанском ТВД.
M4 Dozer.
M4 Dozer — вариант «Шермана» с установленным в передней части бульдозерным ножом M1 или M2. Танк применялся инженерными частями, в том числе и для разминирования, наряду со специальными противоминными вариантами.Sherman Crocodile, Sherman Adder, Sherman Badger, POA-CWS-H1 — английские и американские огнемётные версии «Шермана».

САУ на базе «Шерман»
Поскольку «Шерман» являлся основной танковой платформой в американской армии, на его базе было построено достаточно большое количество самоходных артиллерийских установок различного предназначения, в том числе и тяжёлых истребителей танков. Американская концепция САУ несколько отличалась от советской или немецкой, и вместо установки орудия в закрытой броневой рубке американцы размещали его или в открытой сверху вращающейся башне (на истребителях танков), в открытой броневой рубке (M7 Priest) или на открытой платформе, в последнем случае орудие стрельба велась персоналом, находящимся снаружи.

Выпускались следующие варианты САУ:
3in Gun Motor Carriage M10 — истребитель танков, известный также, как Wolverine. Оснащался 76-мм орудием M7.
90-мм Gun Motor Carriage M36 — истребитель танков, известный как Jackson. Оснащался 90-мм орудием M3.
105 mm Howitzer Motor Carriage M7 — самоходная 105-мм гаубица Priest.
155 mm GMC M40, 203 mm HMC M43, 250 mm MMC T94, Cargo Carrier T30 — тяжёлые пушка, гаубица и транспортёр боеприпасов на основе M4A3 HVSS.
M10 Истребитель танков.
Англичане имели собственные САУ:
Tracked self-propelled 25 pounder Sexton I, II — примерный аналог M7 Priest на шасси канадского Ram Tank.
Achilles IIC — M10, перевооружённая английским 17-фунтовым орудием Mk.V.

Шасси «Шермана» также послужило основой для создания САУ в некоторых других странах, например в Израиле и Пакистане.
 
БРЭМ  
Американская армия имела довольно широкую номенклатуру бронированных ремонтно-эвакуационных машин, созданных в основном на базе M4A3:
M32, шасси M4A3, с установленной вместо башни бронированной надстройкой. БРЭМ снабжалась 6-метровым тридцатитонным А-образным подъёмным краном, и имела 81-мм миномёт для обеспечения защиты ремонтно-эвакуационных работ.
M74, более совершенная версия БРЭМ на основе танков с подвеской HVSS. M74 отличалась более мощным краном, лебёдками, и установленным в передней части бульдозерным ножом.
M34, артиллерийский трактор на основе M32 с демонтированным краном.

Англичане имели свои версии БРЭМ, Sherman III ARV, Sherman BARV. Канадцы также выпускали ТБТР Sherman Kangaroo.
M4A4 в израильском музее. Видна маска пушки раннего образца, отсутствие перископического прицела, модернизированные для действий в пустыне крылья. Слева около заводской маркировки на крышке трансмиссионного отделения виден гребень.
Послевоенные варианты.
Несколько сотен танков M4A1 и M4A3 с 75-мм пушками были перевооружены 76-мм пушками M1A1 без замены башни. Переделка осуществлялась на предприятиях «Bowen-McLaughlin-York Co.» (BMY) в Йорке, Пенсильвания, и «Rock Island Arsenal» в Иллинойсе. Танки получили индекс E4(76). Эти машины поставлялись в частности в Югославию, Данию, Пакистан и Португалию.
  
Из всех многочисленных послевоенных модификаций «Шерманов», пожалуй наиболее интересными являются M50 и M51, состоявшие на вооружении АОИ. История этих танков такова:

Израиль начал закупать «Шерманы» ещё во время Войны за независимость, в сентябре 1948 года, в основном это были купленные в Италии M1(105) в количестве около 50 штук. В дальнейшем закупки «Шерманов» велись с 1951 по 1966 год, во Франции, Великобритании, Филиппинах и других странах, всего было закуплено около 560 штук различных модификаций. В основном закупались разукомплектованные танки, оставшиеся после Второй мировой войны, их восстановление и комплектование производилось в Израиле.

В АОИ «Шерманы» обозначались по типу установленного орудия, все танки с пушкой M3 получили название Sherman M3, танки со 105-мм гаубицей назывались Sherman M4, танки с 76-мм орудием — Sherman M1. Танки, имевшие подвеску HVSS (это были закупленные в 1956 году во Франции M4A1(76)W HVSS) получили название Super Sherman M1 или просто Super Sherman.

В 1956 году Израиль начал перевооружение «Шерманов» на французское 75-мм орудие CN-75-50, разработанное для танка AMX-13, в Израиле оно получило название M50. По иронии судьбы, это орудие было французской версией немецкого 7,5 cm KwK 42, устанавливаемого на «Пантеры». Прототип были изготовлен «Atelier de Bourges» во Франции, сами работы по перевооружению производились в Израиле. Пушка устанавливалась в башню старого образца, задняя часть башни срезалась, и на это место приваривалась новая, с большой нишей. В АОИ танки получил обозначение Sherman M50, а в западных источниках они известны под названием «Супершерман» (несмотря на то, что в Израиле они никогда не носили такого названия). Всего до 1964 года было перевооружено примерно 300 танков.

В 1962 году Израиль проявил заинтересованность в перевооружении своих «Шерманов» ещё более мощными орудиями, для противостояния египетским Т-55. И тут опять помогли французы, предложившие укороченное до 44 калибров 105-мм орудие CN-105-F1, разработанное для AMX-30 (помимо укороченного ствола, орудие получило также дульный тормоз). В Израиле это орудие получило название M51, и устанавливалось на израильские «Шерманы» M4A1(76)W в видоизменённую башню T23. Для того чтобы компенсировать вес орудия, танки получили новую противооткатную систему SAMM CH23-1, новые американские дизели Cummins VT8-460, современное прицельное оборудование. Подвеска всех танков была заменена на HVSS. Всего было модернизировано около 180 танков, получивших обозначение Sherman M51, и ставших более известными в западных источниках как «Израильский Шерман», или просто «I-Sherman». Израильские «Шерманы» принимали участие во всех Арабо-Израильских войнах, в ходе которых сталкивались как с танками времён Второй мировой войны, так и со значительно более новыми советскими и американскими танками.

В конце 1970-х примерно половина от оставшихся в Израиле 100 M51 были проданы в Чили, где стояли на вооружении до конца двадцатого столетия. Другая половина, вместе с некоторым количеством M50, была передана в Южный Ливан.

Кроме оригинальных «Шерманов», а также упомянутых модификаций, Израиль имел также большое количество САУ, БРЭМ и ТБТР собственного производства на базе «Шермана». Некоторые из них стоят на вооружении до сих пор.
 
Египетские «Шерманы»:
Египетский дизельный M4A4 с башней FL-10.
Египет также имел на вооружении «Шерманы», причём они были также перевооружены французскими пушками CN-75-50. Отличие от израильских Sherman M50 состояло в том, что на M4A4 ставилась башня FL-10 от танка AMX-13, вместе с орудием и системой заряжания. Так как египтяне использовали дизельное топливо, то бензиновые двигатели были заменены на дизели от M4A2.

Все работы по проектированию и постройке египетских «Шерманов» выполнялись во Франции.

Большинство египетских «Шерманов» было потеряно во время Операции Кадеш 1956 года, и во время Шестидневной войны 1967 года, в том числе и в столкновениях с израильскими Sherman  
M50.

M4 Sherman
Классификация
:
средний танк
Боевая масса, т 30,3
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 5
 
История
Годы производства 1942—1945
Годы эксплуатации с 1942
Количество выпущенных, шт. 49 234
 
Размеры
Длина корпуса, мм 5893
Ширина корпуса, мм 2616
Высота, мм 2743
Клиренс, мм 432
 
Бронирование
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 51 / 56°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 108 / 0—56°
Борт корпуса, мм/град. 38 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 38 / 0…10°
Днище, мм 13—25
Крыша корпуса, мм 19—25 / 83—90°
Лоб башни, мм/град. 76 / 30°
Маска орудия, мм/град. 89 / 0°
Борт башни, мм/град. 51 / 5°
Корма башни, мм/град. 51 / 0°
Крыша башни, мм 25
 
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм M3
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 36,5
Боекомплект пушки 97
Углы ВН, град. −10…+25
Прицелы телескопические M55, M38, перископический M4
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4
 
Подвижность
Тип двигателя радиальный
9‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 400 (395 европейских л.с.)
Скорость по шоссе, км/ч 39
Запас хода по шоссе, км 190
Удельная мощность, л. с./т 13,0
Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,96
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 2,25
Преодолеваемый брод, м 1,0
Шерман Фаерфлай с экранировкой траками гусениц.