Panzerkampfwagen IV "Panzer"

Pz.Kpfw. IV Ausf. H (Музей бронетехники - Латрун Израиль)
Идею танка с характеристиками, впоследствии воплощёнными в Panzer IV, в начале 1930-х годов, впервые предложил Heinz Guderian. В 1934-35 году Гитлер приказал компаниям Krupp, Rheinmetall-Borsig и MAN разработать прототип BW (Bataillonfuhrerwagen). Необходимые параметры включали в себя полный вес -18 тонн, максимальная скорость - 35 км/ч и главное вооружение - 75мм. орудие. Все компании изготовили свои прототипы, которые были испытаны в 1935-36 годах. Rheinmetall-Borsig BW - VK2001(Rh) использовал модифицированную подвеску от Neubaufahrzeug, тогда как Krupp BW - VK2001(K) и Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg AG VK2002(MAN) оба использовали новую, разработанную MAN, подвеску. Krupp сосредоточил свои усилия на разработке башни, а MAN работал над подвеской (VK2001MAN). Все прототипы имели схожие характеристики, однако, после всесторонних испытаний, для промышленного производства был выбран прототип Krupp BW - VK2001(K).

В 1935 году, после того как Krupp получил заказ на производство своего прототипа, он модифицировал свою разработку, внеся всё самое лучшее, что было в прототипах других компаний. После дополнительных испытаний Krupp был готов начать производство первого Panzer IV Ausf A (Versuchkraftfahrzeug 622). 
Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Финляндия, 1941 год.
Первый Panzerkampfwagen IV Ausf A был построен в октябре 1937 года, а последний - марте 1938 года. Всего было построено 35 таких машин. Ausf A был пробным серийным прототипом, 5 машин было отправлено на дополнительные испытания, а 30 других принимали участие в боевых действиях вплоть до 1941 года.


Ausf B выпускался компанией Krupp-Gruson с апреля по сентябрь 1938 года. За этот период было выпущено 42 Ausf B. Они поступили в боевые части в 1938 году и использовались до конца 1943 года. Ausf. B отличался модифицированной башней и цельной передней бронеплитой корпуса. На Ausf A устанавливался 12-ти цилиндровый двигатель Maybach HL 108 TR, мощностью 300л.с., а на Ausf B - 12-ти цилиндровый Maybach HL 120 TR, также мощностью 300л.с. В октябре 1938 года, дальнейшее совершенствование Panzer IV привело к появлению версии Ausf C, которая до августа 1939 года была выпущена в количестве 134 машин. Некоторые Ausf C оставались в использовании в боевых действиях до 1943 года. Поздние модели Ausf C имели более новый 12-ти цилиндровый двигатель Maybach HL 120 TRM, мощностью 300л.с. Этот двигатель стал стандартным для всех последующих версий Panzer IV.

В целом, ранние версии Ausf A/B/C были пробными, и использовались, главным образом, в испытательных и тренировочных целях. Некоторое количество также участвовало и в боевых действиях. 
Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Югославия, 1941 год.
В октябре 1939 года увидела свет следующая версия - Ausf D. Компания Krupp-Gruson выпускала её до мая 1941 года. Всего было выпущено 229 таких машин. Ausf D отличался новой формой передней бронеплиты корпуса (как у Ausf A) и новой орудийной манжетой. Panzer IV Ausf D стал первым, действительно серийным Panzer IV, и состоял на вооружении танковых частей до 1944 года.


С сентября 1940 по апрель 1941 года производилась следующая модификация - Ausf E (выпущено 233 машины). Ausf E стал первым из Panzer IV, на башне которого стали устанавливаться крепления для дополнительной амуниции (Gepack Kasten). Самым распространённым было размещать на башне и корпусе крепления для дополнительных топливных канистр. Ausf E отличался новой формой водительского визора, передних ведущих колёс и командирского купола. В конце 1940 года германское верховное командование провело стандартизацию в производстве Panzer III и Panzer IV, что послужило созданию нового прототипа на базе Panzer IV Ausf E. Прототип PzKpfw IV Ausf Emit Schachtellaufwerk получил новую подвеску FAMO на больших дорожных колёсах.

С апреля 1941 по март 1942 года компаниями Krupp-Gruson, Vomag и Nibelungenwerke выпускался следующий вариант - Ausf F(F1). Было выпущено 487 таких машин. Ausf F1 стал последней модификацией Panzer IV, базировавшейся на коротком шасси и вооружённой 75мм. орудием L/24. В марте 1942 года 25 Ausf F1 были переоборудованы в Ausf F2. Ausf F имели новый дизайн башни, а также изменённые ведущие и дорожные колёса. Все Panzer IV Ausf A/B/C/D/E/F1 обозначались как Sd.Kfz.161 и были вооружены коротким 75мм. орудием L/24. 
Pz.Kpfw.IV Ausf.B или Ausf.C на учениях. Ноябрь 1943 года.
В марте 1942 года началось производство Ausf F2, а в мае того же года - Ausf G. Эти варианты использовали удлинённое шасси Panzer IV, и были вооружены более новым 75мм. орудием KwK 40 L/43 (которое было конкурентоспособно Советскому 76,2мм. орудию, установленному на Т-34). Впервые столкнувшись с этим танком в Северной Африке, англичане назвали его Mark IV Special, так как он превосходил по характеристикам всё, что тогда имели Англичане и Американцы. Кроме вооружения, Ausf F1 и Ausf F2 были идентичными. Установка нового орудия увеличила общий вес танков и уменьшила их максимальную скорость. Panzer IV, отправляемые в Северную Африку (1941-43г.г.), оснащались дополнительными тропическими фильтрами (Tp) и улучшенной системой вентиляции. За всё время было выпущено 200 Ausf F2 (включая 25, переделанных из Ausf F1) и 1275 Ausf G. Оба варианта обозначались как Sd.Kfz.161/1. С марта 1943 года было собрано 412 дополнительных Ausf G, вооружённых 75мм. орудием KwK 40 L/48, имевших обозначение Sd.Kfz.161/2. Новое 75мм. орудие на Ausf G имело двойной дульный тормоз. Поздние модели Ausf G оснащались бронеюбками и были очень похожи на ранние Ausf H. Ausf G отличался упрощённой конструкцией башни и наличием дымогенераторов для постановки дымовой завесы. 
   Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Франция, июль 1942 года. 
В апреле 1943 года был разработан Ausf H. Он вооружался новейшей версией 75мм. орудия KwK 40 L/48 и тоже оснащался бронеюбками. Ausf H стал самой массовой модификацией Panzer IV. С апреля 1943 по июль 1944 года было произведено 3774 таких машины (компании Krupp-Gruson, Vomag и Nibelungenwerke). Ausf H отличался формой водительского визора и наличием крепежей для установки зенитного пулемёто MG34 и антены.

В июне 1944 года стартовала версия Ausf J, которая была очень похожа на предыдущую. Была проведена некоторая модернизация для упрощения производства (выхлопная система, подвеска). Её производство не прекращалось вплоть до марта 1945 года. За этот период компанией Nibelungenwerke было собрано 1758 машин. Все вариации Panzer IV имели электрический привод поворота башни, кроме Ausf J, в которой башня поворачивалась вручную. Поздние модели Ausf J имели стальные возвратные роллеры. Ausf H и Ausf J показали себя сильным оружием, когда управлялись опытными экипажами.
С марта по сентябрь 1944 года 97 танков Ausf H (включая несколько Ausf J) были переделаны в Panzerbefehlswagen IV (командирский танк). Другие 90 Ausf J, в период с июля 1944 по март 1945 года, были переделаны в Panzerbeobachtungswagen IV Ausf J (разведывательный танк).
К 30 сентября 1939 года было выпущено всего 211 Panzer IV Ausf A/B/C, но они сразу стали "рабочими лошадками" германских танковых дивизий.
Pz.Kpfw.IV Ausf.A на параде, 1938 год.
Задуманный генералом Heinz'ом Guderian'ом (1930 год - Batailonsfuhrerwagen - батальонная командирская машина) как тяжёлый танк поддержки для более лёгких Panzer III, Panzer IV поначалу производился медленными темпами, но в первых же боях он доказал, что может быть ужасным оружием. Разработка Panzer IV частично основывалась на решениях, найденных при конструировании Panzer III и более ранних разработок. Pz IV постоянно модифицировался (например, конструкция корпуса), подстраиваясь под нужды фронта, а многие были модернизированы экипажами в ходе эксплуатации. 

С середины 1943 года Panzer IV оснащался боковыми и башенными бронеюбками (Schurzen). Поздние модели, возвращённые на заводы для ремонта, получили усиленную броню, более современное вооружение и модернизированы в соответствии с последними разработками. Таким образом на свет появлялись совершенно нестандартные модели Panzer IV. Некоторое количество Panzer IV были переданы в NSKK (национал-социалистический механизированный корпус) для тренировки экипажей. Небольшое количество Pz IV было снабжено бульдозерными ножами, и использовалось на расчистке городских улиц после бомбёжек. 
Немецкие солдаты и поврежденный (отсутствует каток) танк Pz.Kpfw. IV 15-й танковой дивизии вермахта в районе Мерса-Матруха. Июнь 1942.
На начальной стадии операции "Барбаросса" Panzer IV оснащались одноосными прицепами, в которых находился дополнительный запас топлива (200л.) для увеличения радиуса действия. С осени 1942 года Panzer IV, воевавшие в СССР, оснащались более широкими "Зимними гусеницами" (Winterketten), а начиная с весны 1944 года, ещё более широкими "Восточными гусеницами" (Ostketten). В ходе наступления Союзников в Нормандии, в рацоне Caen'а (Франция), некоторые Panzer IV поздних модификаций (например, из состава 21-ой танковой дивизии) были врыты в землю так, что сверху оставались только башни. Их трудно было обнаружить и уничтожить, и они очень эффективно давали отпор наступающим бронетанковым частям Союзников.

Наиболее интересной вариацией на базе Pz IV был PzKpfw IV als Tauchpanzer - погружаемый танк, готовившийся, в первую очередь, для вторжения в Англию (операция "Морской Лев").
С июля по октябрь 1940 года 42 Ausf D были переоборудованы в погружаемые танки, способные передвигаться по дну водоёмов на глубинах от 6 до 15 метров. Они принимали участие в боевых действиях в СССР в июне 1941 года, в составе 18-го полка 18-ой дивизии.
Советские артиллеристы из 6-й танковой бригады осматривают подбитые немецкие танки Pz.Kpfw. IV (на переднем плане) и Pz.Kpfw. III. Юго-Западный фронт. Май 1942.
Panzer IV также стал основой для разработки различных машин специального назначения. С февраля по май 1940 года 20 Ausf C/D были переделаны в Bruckenleger IV - укладчики понтонных мостов. 16 машин были оборудованы фирмой Magirus, а 4 - фирмой Krupp. Они участвовали в боевых действиях во Франции в 1940 году в составе 1-й, 2-й, 3-й, 5-й и 10-й танковых дивизий. В конце 1940 года большинство из них было переделано обратно в танки. В январе 1941 гола Krupp закончил 4 более новых укладчика понтонных мостов. В 1941 году они принимали участие в боевых действиях на Восточном фронте в составе 3-ей танковой дивизии. В то же самое время был изготовлен пехотный разборный мост (длиной 56м.), части которого были установлены на Panzer IV Ausf C (Infanterie Sturmsteg auf PzKpfw IV). Было изготовлено только четыре таких моста. Все они приняли участие в ходе боевых действий во Франции в 1940 году и в СССР - в 1941 в составе 3-ей танковой дивизии. Части моста, установленные на Panzer IV предоставляли им также дополнительную защиту от нападения с воздуха. В виде эксперимента, на один Panzer IV Ausf C были установлены противоминные роллеры, но эта машина не была запущена в серию. Panzer IV переделывался также в восстановительные машины (Bergepanzer IV). С октября по декабрь 1944 года (возможно даже по март 1945 года) было построено 36 таких машин путём переоборудования Panzer IV различных модификаций. Ещё одной интересной вариацией была, построенная на шасси и с использованием элементов Panzer IV, легкобронированная амфибия. В середине 1942 года было построено и испытано только два прототипа этой машины. В ходе подготовки к планировавшемуся нападению на Мальту, в марте 1942 года было выпущено 12 Pz IV с лобовой бронёй 80 мм. 

Panzer IV послужил основой для многих прототипов, серий танков и самоходных орудий, таких как Heuschrecke - Waffentrager (лёгкая самоходная гаубица), Nashorn, Hummel и многих других.

К концу войны проблемы с топливом вынудили германское командование использовать различные средства для испытаний готовых машин и тренировки их экипажей. Некоторые Pz IV использовали для своих двигателей сжиженный газ или даже были оборудованы генераторами, работавшими на древесном угле. Такие танки никогда не использовались в боевых действиях, а предназначены были только для обучения новых экипажей. С начала июня 1945 года также планировалось начать выпуск Panzer IV, оснащённых 12-ти цилиндровыми дизелями воздушного охлаждения Tatra 103. В ходе войны не прекращалась разработка новой трансмиссии для Panzer IV, но она так и не была внедрена.
Расстрелянный советской артиллерией немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV Ausf. H. Номер советской трофейной команды «272». Район озера Балатон. Март 1945 г.
Для усиления огневой мощи Panzer IV, планировалось установить в модифицированной башне сдвоенное 75мм. безоткатное орудие Rucklauflos Kanone 43, параллельно с 20/30 мм. (30mm MK 103) орудием с автоматическим наведением на цель. Этот передовой, по тем временам, проект так и не был доведён до конца и существовал только в деревянном прототипе. Германские конструкторы пробовали устанавливать на Panzer IV различные типы орудий, такие как 50мм. KwK 39/Pak 38 L/60 (Ausf D) в 1941-42 годах или 75мм. KwK 42 L/70 (Ausf F2 и H). Интересное предложение внёс Krupp, установить на Panzer IV новую узкую башню с Panther Ausf F, с 75мм. орудием KwK 42 или 44/1 L/70, но проект не реализовали из-за сильной перегрузки шасси.

Были планы по вооружению Panzer IV Ausf C/D/E четырьмя 280 или 300мм. пусковыми ракетными установками, установленными в специальной башне, которая должна была устанавливаться на место стандартной. Башня состояла из расположенной спереди кабины с пулемётом и, управляемой гидравликой, стартовой ракетной рамы сзади. Был создан и испытан единственный прототип, но в производство эта машина не пошла. Эта модификация носила обозначение Raketenwerfer auf Fahrgestell PzKpfw IV.

Модели от Ausf A до Ausf E выпускались исключительно компанией Krupp, тогда как все остальные поздние модели, за исключением Ausf J, выпускавшейся компанией Nibelungenwerke, выпускались фирмами Krupp, Nibelungenwerke и Vomag. Всего за время производства (октябрь 1937 - март 1945 года) было выпущено примерно 8600 Panzer IV в различных вариантах. Panzer IV воевал на всех полях сражений, где участвовали танковые формирования, и применялся с большим уроном для врага.
Подбитый и полностью сгоревший немецкий средний танк Pz.Kpfw.IV Ausf.H из состава 9-й танковой дивизии СС «Хохенштауфен». Номер советской трофейной команды «88». Район озера Балатон. Март 1945 г.
В ходе войны Panzer IV экспортировался и использовался Венгрией (52), Румынией (100), Болгарией (46), Финляндией (15), Испанией (20) и Хорватией. В 1943 году небольшое количество Panzer IV было продано Турции. В период с 1941 по 1943 год Красная Армия захватила большое количество Panzer III, Sturmgeschutz III и Panzer IV. Некоторое их количество было взято на временное вооружение (например использовались как приманка), а остальные переделаны в самоходные орудия под обозначениями СУ-76и и СГ-122А. После войны такие страны как Болгария, Финляндия, Египет, Испания, Сирия, Иордания и Турция (20-22?) продолжали использовать Panzer IV вплоть до 1967 года. В 1949-50 годах финны переоборудовали свои Panzer IV в сапёрные машины (проект оказался неудачным), и с 1951 по сентябрь 1962 года использовали их в тренировочных целях. В конце 1950-х - начале 1960-х СССР, Франция, Чехословакия и Испания (17) продали Сирии некотороеколичество Panzer IV, и Сирийская армия использовала их впоследствии в Арабо-Израильском конфликте 1966 и 1967 годов. Некоторые источники говорят за то, что Сирия продала несколько Panzer IV на Кубу, ещё до свержения Батисты Фиделем Кастро в 1958 году, но эти сведения не подтверждены. Несколько сирийских Panzer IV (врытых в землю) были захвачены израильской армией на Голанских Высотах, и один из них сегодня можно увидеть в музее бронетанковых сил в Латруне (Latrun), Израиль. 
Разбитый немецкий танк Pz.Kpfw. IV в районе озера Балатон. Номер советской трофейной команды «53».
Колонна средних немецких танков Pz.Kpfw. IV Ausf.J, расстрелянная из засады советской артиллерией в между озерами Веленце и Балатон. На заднем плане — автомобиль Dodge WC-51 советской трофейной команды. На фото шедшая второй в колонне машина. Район озера Балатон.
Panzer IV стал самым массовым германским танком Второй Мировой Войны, но по сравнению с Советским Т-34 или Американским M4 Sherman, его выпуск был более чем скромным. Главным недостатком Panzer IV была его недостаточно вязкая броня, наряду с низкой для его размера скоростью. Но даже несмотря на это, Panzer IV стал массовым многоцелевым и надёжным танком.
С начала войны Panzer IV тактически стал самым важным танком для германского командования, а его эксплуатация в армиях других стран продолжалась аж до 1967 года.
Колонна средних немецких танков Pz.Kpfw. IV Ausf.J, расстрелянная из засады советской артиллерией в между озерами Веленце и Балатон. Номер советской трофейной команды на танке, шедшем третьим в колонне — «28». Район озера Балатон.
Скорее всего этот Panzerkampfwagen IV Ausf H/J (гибрид) был захвачен Красной Армией в Чехословакии, и, в конечном счёте, был продан Чехословакией Сирии. В 1967 году он был захвачен израильскими солдатами на Голанских Высотах и позднее включён в экспозицию музея в Латруне (Latrun) вместе с другими Panzer IV и Sturmgeschutz III. Затем он был отправлен в Mattituck American Armoured Museum на Лонг-Айленде (Long-Island) в обмен на другую бронемашину (Stuart) для экспозиции музея в Латруме.
Музейный Pz.Kpfw.IV Ausf.D с дополнительным бронированием.
 Машины на базе Panzerkampfwagen IV
Flakpanzer (танк ПВО):
Mobelwagen - Sd. Kfz. 161/3
Wirbelwind
Ostwind

Panzerjager/Sturmpanzer (самоходные орудия и истребители танков):
Hornisse/Nashorn - Sd.Kfz. 164
Hummel - Sd. Kfz. 165
Jagdpanzer IV - Sd. Kfz. 162 / 162/1
Sturmgeschutz IV - Sd. Kfz. 163 / 167
Sturmpanzer IV Brummbar - Sd. Kfz. 166

Прототипы/Проекты:
Geschutzwagen IV (Sd. Kfz. 165/1) - 105мм. L/28 самоходная гаубица
Geschutzwagen IV (Sd. Kfz. 165/1) - 75мм. Pak 39 L/48 самоходное орудие
Geschutzwagen IV - 105мм. L/28 самоходная гаубица - (Rh) прототип
Heuschrecke 10 / Gw IVb - 105мм. L/28 - 3 прототипа построено
Panzerjager 105 - 105мм. K18 L/52 - 2 прототипа построено
Panzerkampfwagen IV mit hydrostatischen Antrieb
Ostwind II
Zerstorer 45
Kugelblitz

Panzer IV с двумя 75мм. безоткатными орудиями и 20/30мм самонаводящимся орудием (планировался)
PzKpfw IV Ausf C/D/E с установкой для запуска ракет (экспериментальный)
PzKpfw IV Ausf F2/H mit 75mm KwK 42 L/70 (экспериментальный)
PzKpfw IV Ausf D mit 50mm KwK 39 L/60 (экспериментальный)
Panzer IV Ausf H с башней Schmallturm (проект)
Sturmpanzer IV - 305мм. Morser M 16 самоходная установка (планировалась)
PzKpfw IV Ausf C mit Minenrollern - PzKpfw IV с противоминными роллерами
  Bruckenleger IV - машина перевозки понтонного моста Ausf C/D.  
Другие:
Befehlswagen IV Ausf H/J - командирский танк
Beobachtungswagen IV Ausf J - разведывательная машина
Munitionspanzerwagen IV - перевозчик боеприпасов
Panzer IV Ausf D (75мм. орудие L/24) - погружаемый танк
Bruckenleger IV - машина перевозки понтонного моста Ausf C/D
Infanterie Sturmsteg auf PzKpfw IV - машина перевозки разборного моста
Panzerfahre - легкобронированная амфибия
Munitionsschlepper fur Karlgerat - Ausf D/F - перевозчик боеприпасов
Bergepanzer IV - восстановительная машина.
Jagdpanzer IV/70(V).
Основные тактико технические характеристики Pz.Kpfw. IV Ausf. H  

Классификация
средний танк
Боевая масса, т 23
Экипаж, чел. 5

Размеры
Длина корпуса, мм 5890
Ширина корпуса, мм 2880
Высота, мм 2680

Бронирование
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 80
Борт корпуса, мм/град. 30
Лоб башни, мм/град. 50
Борт башни, мм/град. 50
Корма башни, мм/град. 50
Крыша башни, мм 18

Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм KwK 37 L/24,
KwK 40 L/43,
KwK 40 L/48
Длина ствола, калибров 24(L/24),
43(L/43),
48(L/48)
Боекомплект пушки 87
Пулемёты 2 × 7,92-мм MG 34

Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 300
Скорость по шоссе, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 300
Удельная мощность, л. с./т 13

Немецкий танк Pz.Kpfw. IV на дороге в Чехословакии. 1939 г.