воскресенье, 25 мая 2014 г.

Танки в сражении при Эль-Аламейне.


Британский танк "Крусайдер" на позициях пехоты под Эль-Аламейном.

В период между 9 и 14 июля немецкие войска продолжали атаковать в направлении Эль-Аламейна. 11 июля на западном конце хребта Рувейсат немцы атаковали части XIII и XXX корпусов. 15 июля маршал Роммель снова попытался овладеть Эль-Аламейном. 22-я танковая бригада, располагавшая 75 танками (в том числе 31 "Грантом"), удерживавшая позиции на восточном краю хребта Рувесайт, сумела пробиться к Алам-Нанль, но попала под удар и была полностью уничтожена в районе Алам-эль-Днмания. 

Однако потерн немцев в районе хребта оказались столь значительными, что Роммель приказал отступить в виду исчерпания резервов. До конца августа обе противоборствующие стороны проявляли свою активность лишь в стычках патрулей.

Битва при Алам-Хальфа началась 30 августа 1942 года в 23:00. "Гранты" находились на вооружении 7-й и 10-й танковых дивизий. 10-я танковая дивизия имела в своем составе 3 бригады: 8-ю танковую (84 танка, в том числе 72 "Гранта"). 22-ю танковую (166 танков, в том числе 92 "Гранта") и 23-ю танковую (танки "Валентайн"). 


Благодаря серии диверсионных операций итальянские дивизии "Ariete" и "Littorio" сумели прорвать позиции 4-й танковой армии, но были остановлены к северу от Карет-эль-Хнмеймат частями 7-й танковой дивизии. Роммель намеревался прорваться через хребет Алам-Хальфа и окружить 8-ю армию. Однако новый командующий 8-й армии генерал Монтгомери предусмотрительно усилил свои позиции по направленно главного удара противника.


Британский танк "Грант" проезжает мимо подбитого немецкого танка Pz.Kpfw. I на подступах к Тель-Эль-Аккакиру.

Немецкая 21-я танковая дивизия атаковала на участке фронта 22-й танковой бригады англичан. Экипажи бригады имели приказ подпустить противника на 1000 ярдов и только потом открывать огонь. Первым в бой вступил 4th County of London Yeomanry, которому удалось сжечь несколько немецких танков. Но и сам 4-й полк понес потери. Затем в бой вступил 5th Royal Tank Regiment, а затем и The Royal Scots Greys. 15-я танковая дивизия немцев атаковала на участке фронта, удерживаемом отдельной 8-й танковой бригадой. 

Хотя немцам в начале боя удалось поджечь несколько "Грантов", в дальнейшем они понесли потери и были вынуждены отойти. Испытывая нехватку топлива, повернула назад и 21-я танковая дивизия. К 4 сентября DAK начал отступление по всему фронту. Во время отхода немцы постоянно подвергались ударам английской авиации, на земле их по пятам преследовала 7-я танковая дивизия. К 7 сентября весь район Эль-Аламейна был очищен от немецких войск. 8-я армия англичан получила новые подкрепления. Обе стороны приготовились к очередной битве.

Перед вторым сражением за Эль-Аламейн, начавшимся 23 октября 1942 года 8-я армия в числе пополнений получила 252 танка М4 "Sherman". "Гранты" оставались на вооружении штабных эскадронов 8-й армии (7 танков) и танковых бригад. В X корпусе: 8-я танковая бригада - 57 машин и 24-я танковая бригада (2 машины). В XIII корпусе: 4-я танковая бригада (14 машин) и 22-я танковая бригада (57 машин). В XXX корпусе: 9-я танковая бригада (37 машин). 


Танки "Валентайн" поддерживают атаку новозеландской пехоты под Эль-Аламейном.

После проведения артиллерийской подготовки XIII корпус в 22:00 начал атаку в южном направлении. X и XXX корпуса ударили на север между хребтами Митейрия и Телль-эль-Эйза. На юге англичанам противостояли немецкая 21-я танковая дивизия и итальянская дивизия "Ariette", а на севере - 15-я танковая дивизия и дивизия "Littorio". Против 1029 английских танков немцы могли противопоставить всего 489 машин. Силы XXX корпуса, состоявшие из новозеландской пехоты и 9-й танковой бригады, ночью форсировали минные поля и к полудню атаковали главную линию обороны немцев. В эту брешь устремились ударные танковые силы 1-й и 10-й танковых дивизий X корпуса. Вскоре фронт был прорван. Бои продолжались еще несколько дней, обе стороны несли тяжелые потери в бронетехнике. Однако для DAK потери были гораздо опаснее, так как немцы уже не располагали резервами.

2 ноября 1942 года 9-я танковая бригада вышла на оперативный простор. X корпус начал наступление на Тель-эль-Акакир, а 4 ноября немцы начали отступление в Тунис. В ходе преследования части 8-й армии получали новые "Шерманы" вместо уже выработавших ресурс "Грантов". До марта 1943 года успела полностью поменять танки 7-я танковая дивизия. 4 февраля 1943 года 8-я армия вышла к границе Туниса. К этому времени все английские "Гранты" были сняты с фронта. Уцелевшие машины отправили в Юго-Восточную Азию, где их использовали для подготовки австралийских танковых экипажей, а также применяли в боях в Бирме.

Подбитые британские танки "Валентайн" в районе Алам-Нанль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий