суббота, 3 декабря 2011 г.

Танки в Ирано-иракской войне.

Обе стороны ставили перед собой задачу решительного разгрома противника, а боевые действия носили широкомасштабный и бескомпромиссный характер. С сентября по декабрь 1980 года осуществлялось наступление иракских войск на фронте протяженностью до 700 километров. В период с декабря 1980 года по сентябрь 1981 года установилось примерное равновесие, а в сентябре 1981 года — июле 1982 года военная инициатива практически перешла к Ирану, вернувшему себе все потерянные в начале войны районы и перенесшему боевые действия на территорию Ирака. В апреле 1988 года Ирак провел решительное наступление на юго-востоке страны (полуостров Фао), в результате чего освободил оккупированную территорию, что и подтолкнуло Иран к переговорам о перемирии.

На фото: модифицированный иракский танк "Энигма", конец 80-х годов.

Для каждого из этапов были характерны свои особенности ведения боевых действий, количество и распределение потерь в живой силе и технике. Очень большое влияние оказывали физико-географические и климатические условия ТВД. В целом обеим сторонам были свойственны шаблонные прямолинейные действия, слабое использование маневра силами и средствами. Лишь в конце войны иракская армия продемонстрировала способность вести достаточно организованные, решительные и мобильные действия.

На первом этапе Ирак нанес удар силами четырех бронетанковых дивизий। При этом был допущен серьезный просчет — захват бронетанковыми частями крупных городов, что привело к значительным потерям в танках. Тактические проблемы усугублялись отсутствием взаимодействия между иракскими армией, ВВС и ВМФ.

В ходе иранского контрнаступления (1981 год) произошло несколько крупных танковых сражений. Наиболее известным является бой в долине Хархи вблизи города Сусенгерда. В январе 1981 года усиленная 16-я танковая дивизия Ирана (300 английских танков «Чифтен» и американских М60) при поддержке 55-й парашютной бригады готовила контратаку вблизи Сусенгерда (Иран) с целью освободить дорогу на Ахваз и снять иракскую осаду с города Абадан. Из-за начавшегося сезона дождей пути выдвижения иранских войск представляли собой море грязи, затруднявшее осуществление маневра и снабжение войск. Иракское командование предугадало намерения противника и выдвинуло навстречу ему танковую дивизию (300 танков Т-62).

На фото: иракский танк Т-७२, широко применяемый в ходе Ирано-иракской войны, изображенный на фото готовится к отражению штурма Багдада, १९९१ год.

5 января разведывательные вертолеты Ирака обнаружили движение трех танковых колонн и следовавшей за ними парашютной бригады. Командир иракской дивизии быстро сосредоточил все силы у деревни Ахмет-Абад на равнине Хархе. 6 января передовая иранская танковая бригада вышла к иракским позициям. Считая, что перед ними лишь небольшое прикрытие, иранские танки атаковали с ходу, Иракские подразделения тут же отошли, в результате чего первая иранская бригада оказалась в подготовленном огневом мешке и была атакована с флангов. Потери иранцев составили более ста танков.

Вторая и третья бригады, действуя разобщенно и без поддержки пехоты, попали в ловушку позже, 7—8 января. К этому времени поле боя превратилось в сплошную трясину, а противники сблизились настолько, что авиация не могла оказать им поддержку. Иранские войска, сознавая рискованность своего положения, были вынуждены отступить. Ирак объявил, что уничтожил или захватил 214 иранских танков. В ходе боя окончательно прояснилось, что 115-мм бронебойный подкалиберный снаряд пушки танка Т-62 надежно пробивает лобовую броню танков «Чифтен», и в дальнейшем иранские танкисты избегали лобового столкновения с современными танками советского производства.

К концу 1981 года стало заметно сказываться значительное превосходство Ирана в людских ресурсах, что вынудило Ирак перейти к жесткой обороне. После падения в мае 1982 года Хорремшехра иракское командование пересмотрело тактику использования бронетанковых войск. Танки использовались во втором эшелоне обороны, располагаясь в окопах и укрытиях. Пути их маневра на временные или запасные огневые позиции зачастую прикрывались песчаными насыпями либо проходили по специально отрытым рвам.

Контратаки проводились в случае крайней необходимости, как правило, по прорвавшейся пехоте без тяжелого противотанкового оружия। Прорвавшиеся танки старались уничтожить огнем во фланг и тыл с отсечных позиций.

На фото: подбитые иранские танки М-60.

После длительной подготовки в 1988 году иракские войска перешли в наступление. Они наносили главный удар западнее эстуария Шатт-аль-Араб на полуострове Фао с целью освобождения водного пути к порту Басра. Оборону полуострова держали около 10000 человек регулярных войск Ирана, а также революционная гвардия.

Используя развитые внутренние коммуникации, прикрытые авиацией, Ирак быстро выдвинул части республиканской гвардии из района вблизи Басры на исходные позиции для атаки северо-западнее Аль-Фао — на расстояние около 150 км. В иракской армии использовалось около 1500 танковых транспортеров, способных перевозить технику со скоростью до 65 км/ч.

На фото: подбитый иранский М-60.

Командующий иракскими войсками отводил на наступление 4—5 суток. Боевые действия начались утром 17 апреля атакой по двум направлениям, в которой участвовало около 200000 человек. Главный удар наносился танковыми частями республиканской гвардии, оснащенными танками Т-72, с рубежа Аль-Зубаир — Умм-Каср на юго-восток. Одновременно 7-й иракский корпус, дислоцированный в шестнадцати километрах севернее города Фао, при поддержке пехоты начал наступление на юг вдоль западного берега Шатталь-Араб.

Атаке предшествовала бомбардировка иранских позиций с применением ядовитых газов, скорее всего нестойких рецептур нервно-паралитического действия. Ночью иракские коммандос перерезали коммуникации между оборонительными позициями, утром последовала атака танков, поддержанных пехотой и боевыми вертолетами. По сообщению Ирака, было совершено не менее 318 вылетов истребителей-бомбардировщиков и вертолетов для того, чтобы воспрепятствовать подходу резервов. В итоге наступление завершилось за 34 часа.

По некоторым сведениям, используя слабую насыщенность иранской обороны противотанковыми средствами, иракские войска применяли оригинальный способ атаки. После развертывания в боевой порядок БМП с пехотой на максимальной скорости неслись к переднему краю противника и высаживали десант, с ходу проскочив первую траншею. Танки в это время, продвигаясь перекатами от укрытия к укрытию, уничтожали выявленные огневые средства. Высадившаяся пехота атаковала противника в первой траншее с тыла, уничтожая в первую очередь противотанковые средства ближнего боя. Подошедшие танки довершали разгром противника и далее наступали совместно с пехотой.

На фото: подбитый иракский Т-72.

Вскоре Ирак, используя превосходство в танках, силами республиканской гвардии и третьего корпуса вернул себе нефтеносный остров Маджнун (севернее Басры), на что потребовалось 9 часов. Корпус (2000 танков и 600 стволов артиллерии) атаковал противника при поддержке парашютной бригады и продвинулся на 32 км, освободив территорию, ранее оккупированную Ираном.

На всех этапах войны главной ударной силой воюющих сторон являлись бронетанковые войска, однако зачастую они применялись разрозненно, без должного усиления и обеспечения। В наступлении танки порой действовали без сопровождения пехоты, что увеличивало их потери от ручных противотанковых гранатометов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий