воскресенье, 10 ноября 2013 г.

Танки в боях Кипрского конфликта.

В 1964 и 1967 годах на острове Кипр наблюдались вспышки межэтнической розни между турками и греками, и обстановка на острове оставалась достаточно напряженной.

Танк Т-34-85 советского послевоенного производства в составе греческой армии.

В июле 1974 при поддержке греческой хунты президент Кипра архиепископ Макариос был отстранён от власти, а контроль над островом перешёл к представителям греческой подпольной организации EOKA-B, выступавшей за присоединение Кипра к Греции. Несмотря на заверения нового руководства в лояльности по отношению к турецкому населению острова, в качестве ответной меры 20 июля 1974 года Турция отправила на остров свою армию (операция «Атилла»). Турция обосновала свои действия Договором о гарантиях независимости Кипра 1960 года, согласно которому гарантами независимости выступали Греция, Турция и Великобритания. В действительности план раздела острова Турция вынашивала давно, но высадке в 1964 г. препятствовала находившаяся на острове негласно греческая дивизия и вмешательство США, с целью избежать военного столкновения между союзниками. После ухода с острова греческой дивизии турецкое вторжение стало лишь вопросом времени.


Со стороны греков-киприотов в боях принимал участие один танковый батальон, насчитывавший 32 Т-34/85 послевоенного производства, с бортовыми номерами ЕФ-101 – ЕФ-132. Батальон был разделен на две роты по 16 танков, предположительно по 5 танков на взвод плюс один командирский. Типичный боезапас танка составлял 25 бронебойных и 21 фугасный снаряд.

Танки были закуплены в 1964 году в Советском Союзе и доставлены в 1965, с использованием Египта в качестве посредника. Машины поступили вместе с необходимым количеством боеприпасов и запасных частей. Однако кипрское правительство, из политических соображений прохладно относившееся к военным формированиям греков-киприотов, не оказало никакой дальнейшей поддержки, из-за чего к 1970 году все запасные части были израсходованы, а двигатели танков нуждались в замене.

Фото из греческой газеты того периода, запечатлевшего атаку греческой пехоты при поддержке танков Т-34-85.

Данные о численности турецких частей разнятся. Совершенно точно установлен факт участия двух танковых батальонов из состава 28-й и 39-й дивизий — соответственно 28-го дивизионного и 39-го дивизионного танкового батальона (от 53 до 56 танков М-47 в каждом). Как минимум еще один батальон танков М-48 из состава 5-й бронетанковой бригады был также переброшен на Кипр. Вероятно, были и другие подразделения. По разным источникам, общее число турецких танков колеблется от 160 до 300 (что маловероятно) машин. Бортовые номера на турецкой бронетехнике состояли из 6 цифр. Каждый батальон включал в себя три роты по 17 танков, хотя в течение боев эта цифра варьировалась от 15 до 19. Боезапас турецкого М-47 состоял из 10 бронебойных и 60 фугасных снарядов (а также снарядов других типов), из чего можно сделать вывод о том, что турецкое командование считало танковые сражения на острове маловероятными.

Когда началось вторжение турецких войск, лишь 18 танков были сгруппированы в роту. Количество танков, принимавших участие в боестолкновениях одновременно, никогда не превышало этой цифры – обычно использовалось меньшее число машин. Потери начались немедленно – из-за крайней изношенности вышли из строя и были брошены два танка, еще два, заблудившись и наскочив на турецкий плацдарм, были сожжены гранатометами M-72 LAW. При отражении атаки с этого плацдарма взводом из четырех Т-34 были уничтожены два бронетранспортера М-113.

Подбитые и брошенные греческие танки Т-34-85.

Ночью первого дня вторжения (20 июля) семь Т-34 были переброшены для атаки на Гониели (Geunyeli). В атаке участвовало 4 усиленных стрелковых роты. Два Т-34 вышли из строя, были брошены и на рассвете уничтожены турецкой авиацией. Еще один застрял при форсировании реки и тоже был брошен. В дальнейшем турки смогли вытащить его и пустить в дело. Греческая «атака» закончилась полным фиаско из-за несогласованности, потери греков составили от 30 до 40 человек.

Как мы видим, семь танков были потеряны греками практически на ровном месте. На третий день турки начали продвижение со своего плацдарма в сторону Киренеи (Kyrenia). Находящиеся там четыре танка, израсходовав боезапас, были брошены экипажами, доведя потери танков Т-34 в операции «Аттила 1» до одиннадцати. Восемь человек были убиты или пропали без вести.

Во время перемирия оставшиеся танки 23-го батальона были сведены в семь взводов по три машины в каждом. Танки прошли проверку и ремонт, но было ясно, что все двигатели нужно менять.

Во время операции «Аттила 2» Т-34 не предпринимали активных действий. Три Т-34 из взвода, дислоцированного в Фамагусте (Famagusta), были брошены в рабочем состоянии из-за того, что англичане не пропустили бронетехнику через свою базу. Наиболее запоминающимся эпизодом с участием Т-34 был бой за Пирой (Pyroi) 17 августа. Взвод пехоты при поддержке двух Т-34 пытался отбить атаку турецкого пехотного батальона. Один Т-34 был подбит огнем турецких противотанковых стредств. Еще четыре Т-34 были потеряны в районе Пироя (Pyroi) из-за поломок и позднее захвачены турками.

Турецкий танк М47 в Киренее (Кипр).

23-й танковый батальон потерял в общей сложности 21 танк и 13 человек убитыми и пропавшими без вести. Турки смогли восстановить 11 Т-34, которые были отправлены в неназванную «дружественную страну» (предположительно, Пакистан) в качестве материальной помощи. Из этого следует вывод, что 10 танков были уничтожены безвозвратно – три в бою, три подорваны экипажами, причина потери еще четырех не утановлена.

Турецкий танк М47 с десантом на борту форсирует небольшую водную преграду в Киренее.


Отдельной главой можно назвать использование греками захваченного М47. 2 августа колонна турецких М47 и М-113 была атакована на лесной дороге. Головной М47 подорвался на мине, потеряв гусеницу, М-113, шедший четвертым, был уничтожен противотанковыми средствами. M47 и M-113 (второй и третий в колонне соответственно) попали в ловушку и были захвачены. Потерявший гусеницу М47 был «распотрошен» и затем уничтожен. Захваченный М-47 15 августа принял участие в бою за Скиллурию (Skylloura). Турки приняли М47 за свой, поплатившись семью подбитыми танками. Танк уцелел в бою и благопалучно пережил войну.

Захваченный греческой армией турецкий танк М47.

Турецкое вторжение на Кипр началось высадкой морского десанта (около 30 десантных кораблей и катеров, прикрываемых эскадренными миноносцами) на рассвете 20 июля в 5-7 км западнее Кирении. Одновременно южнее Кирении и в аэропорту Никосии были выброшены на парашютах и высажены с вертолетов воздушные десанты. Таким образом, в течение суток на остров Кипр было переброшено до 6 тыс. человек с вооружением. Через некоторое время общая численность турецкого экспедиционного корпуса достигла 40 тыс. человек.

Первыми турецкими танками на Кипре были 15 машин танковой роты, высадившейся 22 июля. Рота возглавляла прорыв пехотного батальона по направлению к Киренее (Kyrenia). Два М47 были потеряны из-за огня греческих 57 и 106 мм безоткатных орудий во время прорыва через первую линию обороны. На подходе к Киринее (Kyrenia) еще один танк был подбит гранатометами второй линии обороны. После захвата города турки поставили два М47 28-го батальона возле средневековой городской крепости, не подозревая, что в крепости остались греки, в свою очередь забросавшие эти танки гранатами. В целом во время атаки турки потеряли 5 танков и 23 человека убитыми. 6 августа 28-й батальон принимал участие в бою за Лапитос-Каравас (Lapithos-Karavas), поддерживая 61-й пехотный полк, потеряв два М47, уничтоженных греческими безоткатными орудиями.

14 августа 39-й батальон вместе с частью 28-го батальона, предположительно усиленные танками 5-й бригады, начали наступление на восток. Несмотря на присутствие значительных греческих сил ни один танк не был потерян. Бой при Миа Милия (Mia Milia) (15 августа) можно смело назвать избиением. Десятки турецких танков настолько превосходили возможности греческой противотанковой обороны, что греки дрогнули и побежали, даже не использовав 57-миллиметровые противотанковые орудия. Потери греков составили 150-200 убитых против 30-40 у турок, которые продвинулись на 80 километров за два дня.

Наряду с операциями на востоке, турки использовали как минимум две танковых роты на западе. В бою при Скиллурии (Skylloura) 15 августа два турецких парашютно-десантных батальона при поддержке 30 — 35 М47 атаковали греческие позиции, обороняемые пятью пехотными ротами. Турками было потеряно 8 танков — один от огня 106-миллиметрового безоткатного орудия и семь подбиты греческим М47.

 Подбитый турецкий танк М47.

14 августа подразделение турков-киприотов, пополненное до двух тысяч человек, при поддержке 17 М48 атаковало греческий лагерь, обороняемый тремя сотнями греков. Благодаря расчетливому использованию артиллерии греки отсекли пехоту от танков и отбили атаку, уничтожив один М48 прямым попаданием. 16 августа атака была повторена с привлечением 50-го пехотного полка и дополнительных М48. Лагерь был окружен и захвачен. Турки продолжили наступление к югу, в направлении города, но потеряли два М48 из-за огня 90-миллиметровых безоткатных орудий. Греческие потери составили около ста убитых и столько же раненых.

Всего танковые части Турции потеряли 23 человека убитыми (всего потери сухопутных сил Турции в конфликте составили 437 человек), 22 (или 23) танка – 17 (18) M47 и 5 М48. По некоторым данным, одиннадцать танков были позже восстановлены. 

22 июля, в соответствии с резолюцией ООН № 353, вступило в силу положение о временном прекращении огня. Одновременно велись переговоры в Женеве между Великобританией, Грецией и Турцией при участии СССР и США. Однако эта попытка решить кипрский вопрос в рамках НАТО провалилась из-за требований турецкой стороны выделить 34% территории острова для создания государства турок-киприотов.

14 августа бои возобновились, и через два дня войска Турции вышли на предлагаемую ранее турецким правительством границу раздела Кипра (линия "Аттила"). Одновременно они установили контроль над портами Фамагуста, Богаз, Морфу и другими. 17 августа правительство Кипра заявило, что турецкие войска заняли до 40% всей территории острова. На следующий день огонь между враждующими сторонами был прекращен.

Солдаты из состава подразделения сил ООН осматривают подбитый и сгоревший турецкий танк М47.

Результатом войны стал раскол острова на две части: греческую (Республику Кипр - члена ООН и Европейского союза ) и турецкую (Республика Северного Кипра - непризнанное государство при политической и военной поддержке Турции) На острове были размещены миротворческие силы ООН, которые находятся там и по сей день.

По материалам публикации http://clubs.ya.ru/
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий